Конец китайского экономического чуда
Мартин Форд, автор книги «Восстание роботов», утверждает, что машинное обучение и искусственный интеллект окажут серьезное влияние на трудовые взаимоотношения людей. Уже нынешние машины могут брать на себя и решение исследовательских задач. Поэтому в течение следующих десятилетий люди по существу будут соревноваться с роботами.
«Мы увидим, что машины и технологии действительно вытеснят людей из многих производственных цепочек. Все это приведет к формированию мира, в котором люди не должны будут делать опасную, скучную или неприятную работу», — рассказал Форд в интервью Ingworld.
По его словам, мы постоянно наблюдаем ускорение развития технологий. Уже существуют алгоритмы машинного обучения, которое уже по сути является технологией общего назначения в том смысле, что оно может проникнуть везде, вторгнуться в каждый сектор экономики, как это сделало электричество. По сравнению с тем, что было раньше, сегодня трудно представить себе какой-то новый сектор экономики, который появится неожиданно и будет столь трудоемким, что создаст рабочие места для миллионов простых людей. Скорее, наоборот. Как считают эксперты Оксфордского университета, 47% рабочих мест в Соединенных Штатах могут быть автоматизированы в течение следующих нескольких десятилетий.
Многие современные работники делают совершенно предсказуемые вещи. Они приходят на работу и ежедневно выполняют там одни и те же действия или делают нечто, что может быть предсказано или спрогнозировано на основе их прошлого опыта. Это означает, что если алгоритм машинного обучения изучит эти исторические данные, то в конечном счете он будет в состоянии понять, как выполняется эта работа.
Мартин Форд впервые заговорил о развитии технологий, связанных с искусственным интеллектом, еще в 2009 г. В то время он писал книгу и размышлял о том, как скоро в нашей жизни появятся такие фантастические явления, как, например, самостоятельно двигающиеся автомобили. Семь лет назад он был уверен, что такого мы не дождемся в ближайшее время. Однако сейчас оказывается, что все процессы развиваются гораздо быстрее, чем ожидалось. Интернет обеспечил подготовку того, что теперь называется четвертой промышленной революцией. Технически она представляет собой появление нового качества привычных вещей, которые приобретут новые качества, которые еще недавно считались исключительно человеческими, они поумнеют.
Это вещи, а люди? История учит: отсутствие безопасности и снижение доходов вызывают политическую и социальную нестабильность. Сегодня среди среднего класса в развитых странах появилось большое количество людей, которые считают, что они находятся за бортом. Одно из проявлений этого — протестное голосование за Дональда Трампа в США или поддержка выхода из ЕС на референдуме в Великобритании.
Как считает Мартин Форд, технологии играют более значимую роль, чем это принято считать. Уже появилось большое количество рабочих мест, где люди работают исключительно удаленно. Это стало возможным только благодаря развитию технологий.
В долгосрочной перспективе, лет через 50, почти все, что может быть сделано роботами, обязательно будет автоматизировано, начиная от приготовления гамбургеров и заканчивая управлением транспортными средствами. Роботы заменят собой интеллектуальные системы, в рамках которых сейчас действуют люди с высшим образованием.
В относительной безопасности в течение ближайших 10–20 лет себя могут чувствовать только те, кто выполняет по-настоящему творческую работу. То же самое относится и к деятельности, которая требует налаживания глубоких межличностных отношений или особой — человеческой — внимательности, например психология или уход за детьми.
Наибольшее влияние роботизация будет оказывать на развивающиеся страны потому, что они гораздо в большей степени зависят от производств. Так, например, компания Nike делает свою обувь в странах с достаточно низким уровнем заработной платы, но даже там она активно автоматизируют свое производство.
Кроме того, эксперт считает, что многие производственные компании будут возвращаться в развитые страны, чтобы быть ближе к их рынкам. К примеру, на одной из текстильных фабрик в США в 1980-х гг. работали 2 тыс. человек. Затем производство было перенесено в Китай, но недавно фабрика вернулась в Америку и открылась на прежнем месте. Правда, теперь, благодаря оптимизации, количество рабочих мест уменьшилось всего лишь до 150.
Такое положение дел не может не беспокоить Китай, и поэтому там стараются активно развивать у себя самые современные технологии, чтобы владельцы компаний не приняли решение о закрытии своих заводов. На определенном этапе истории Китаю и другим странам, разместившим у себя фабрики и заводы, удалось разбогатеть, привлекая зарубежный бизнес низкой стоимостью рабочей силы и большим количеством неквалифицированного и непритязательного персонала. Теперь эта эпоха подошла к концу.
Четырехколесный образец
Особенно трудно делать прогнозы, которые касаются близкого будущего, ведь пройдет совсем немного времени, и их легко можно будет проверить. И это как раз самое интересное.
Для того чтобы понять, как будет развиваться прогресс в отраслевом разрезе, возьмем для примера одну из самых наукоемких отраслей промышленности — автомобилестроение. Оно всегда было зеркалом технического прогресса в целом.
Уже сейчас автопроизводители заканчивают тестирование технологий, которые появятся в следующем году. Но что же ждет нас на самом деле в ближайшие 10 лет?
Всего лишь десять лет назад автомобили, оснащенные Bluetooth, системой навигации и датчиками парковки, относились к самым роскошным и технически оснащенным транспортным средствам. Теперь же даже машины низкого класса вполне могут обладать всеми этими опциями.
Уже в следующем году эксперты ожидают дальнейшего технологического совершенствования автомобилей, а перечень стандартного оборудования вполне может пополниться доступом в интернет. Более того, автомобиль превратится в своеобразный модем на колесах — точку раздачи интернета, оснащенную технологией 4G LTE. Стоит нам сесть в салон своего авто, и мы получим уверенный доступ во всемирную паутину, а вместе с ним и возможность всегда оставаться онлайн.
Уже к началу 2020-х гг. опция доступа к интернету, по мнению экспертов, будет настолько тривиальной, что даже сама мысль о существовании автомобиля, не подключенного к сети, будет казаться дикой. А привычное нам радио в салоне автомобиля, скорее всего, заменят персональные музыкальные облачные библиотеки.
Тенденция повсеместного распространения тех технических опций, которые сейчас доступны преимущественно владельцам дорогих авто, в течение ближайших двух лет получит свое дальнейшее развитие. Речь идет, в частности, о тех технологиях, которые позволяют водителю в автоматическом режиме сохранять полосу движения, самостоятельно останавливаться и держать дистанцию. Сейчас эти и подобные им функции пока не связаны между собой, но уже через два года они, скорее всего, будут объединены в единую систему. Первый шаг в этом направлении уже сделала компания Tesla, оснастив свою модель автопилотом. Правда, пока все эти функции работают в машине частично, независимо друг от друга.
В 2020 г., когда в Токио откроются Олимпийские игры, большинство автомобилей будут оснащены системами автоматического торможения, которые за долю секунды будут принимать решение о снижении скорости или остановке, даже когда водитель еще не заметил возникшую на дороге проблему.
Что же касается полностью автономных автомобилей, которые позволят нам вообще не отвлекаться на дорогу и заниматься в пути своими делами, то они в ближайшее время вряд ли станут частью нашей повседневной жизни.
Многие эксперты предполагают, что первые машины, способные перемещаться из одной точки в другую без участия человека по заранее заданному маршруту, появятся в продаже к 2021 г. Именно об этом еще в 2014 г. заявлял Элон Маск.
Комментарии
2С одной стороны да. Роботизация везде наступает. С другой - Фукусиму тушили (вернее до сих пор тушат) не роботы, а люди. Весьма показательно и печально.