Что случилось?
Я хочу навести порядок в управлении финансами своей компании, и меня уже не устраивает Ехсеl. Мне нужен бюджетный и управленческий учет. И мне нужно решить, увеличивать ли мне штат на финансового директора или купить специальный софт, который решит все мои проблемы. Но выбор дополнительных программ меня пугает. Как мне быть?
Вместе с партнером этого выпуска Картотеки - компанией Финград - разбираемся, с помощью каких инструментов контролировать ситуацию в бизнесе.
Итак, вы – собственник, вам необходимы данные о бизнесе. Какие?
В вашем случае вряд ли пригодятся данные бухгалтерского или налогового учета. Основу основ для руководства компанией дает управленческий учет. Управленческие отчеты содержат данные о денежных потоках, прибылях и убытках, эффективности предприятия в целом и каждого направления деятельности в частности. Именно на его базе собственники ставят задачи и контролируют их выполнение, составляют планы и бюджеты.
Какие отчеты мне нужны для ведения управленческого учета?
Независимо от того, как происходит управление бизнесом — ручной контроль на каждом участке или неспешная проверка дел и почты на песчаном пляже, — предпринимателю требуются одни и те же формы отчетности.
Для финансового анализа предприятия необходимы:
- отчет о движении денежных средств (ДДС),
- отчет о прибылях и убытках (ОПУ);
- баланс, они же Cashflow, PL, Balance Sheet.
Для большинства компаний требуются все три отчета. Фирмы с деятельностью без сезонных скачков и больших проектов могут ограничиться ведением ДДС. Внесение информации о поступлениях и выплатах для формирования отчётов не занимает много времени, но правильным будет делегирование этой функции отдельному сотруднику; обновлять информацию рекомендуется ежедневно. Кроме того, необходимо отслеживать дебиторскую и кредиторскую задолженности и складские остатки, эти цифры всегда можно получить у бухгалтера.
Для чего нужен отчет о движении денежных средств (ДДС)?
Отчет ДДС применяют для контроля над денежными потоками: сколько и кому заплатили, сколько от кого получили, сколько реально денежных средств в компании. Он наглядно показывает расходы и доходы компании и помогает избежать кассовых разрывов. Отчет ДДС строится по данным банковских выписок и реестру движений наличных денег.
Постановка ДДС с системой «ФинГрад – Управление финансами» занимает неделю, после чего сам отчет можно получить в любое время.
Чтобы отчет показывал реальное состояние дел в компании, стоит строить его с детализацией по датам, статьям движения средств, контрагентам и тщательно выверять статьи и контрагентов раз в месяц. Контролируйте рост расходов, падение выручки и остатки на счетах компании и в кассе. Для профилактики кассовых разрывов ФинГрад рекомендует резервировать средства на предстоящие платежи, превратив ДДС в инструмент планирования.
Что показывает отчет о прибылях и убытках (ОПУ)?
ОПУ - это следующий шаг к постановке полноценного управленческого учета.
Он показывает, какую прибыль компания получила от своей деятельности, и какие расходы она понесла, чтобы ее получить. Проанализировав данные ОПУ, можно выявить возможности для увеличения прибыли организации и повышения ее рентабельности.
ОПУ, построенный в ФинГраде, позволяет просматривать данные с той же детализацией, что и ДДС, а также учитывать внутрихолдинговые расчеты.
Для формирования отчета можно импортировать данные по начислениям из баз 1С, программ учета рабочего времени, складских программ и других источников либо ввести данные вручную.
При формировании ОПУ важно разнести и косвенные расходы, чтобы получить реалистичную картину.
Обязательно ли строить баланс?
Да, обязательно. Баланс является логичным результатом объединения ДДС и ОПУ, показывая имущественное и финансовое состояние организации в денежной оценке на отчетную дату.
Именно этот отчет показывает соотношение активов компании и источников их формирования. В балансе отображаются: кредиторская и дебиторская задолженности, объем незавершенного производства у организации, объем налогов, которые необходимо уплатить.
Если вы построили ДДС и ОПУ, баланс на 95% готов. Добавьте вручную или импортируйте из 1С операции, которые не нашли отражения в предыдущих отчетах. Примером таких операций являются поступление товара от поставщика, перевод объекта капитального строительства в актив, перемещение материала со склада в производство.
Что в итоге?
Не нужно быть финансистом, чтобы использовать данные отчеты. Они нужны руководителям, собственникам, кредиторам и инвесторам, чтобы получать реальную картину состояния бизнеса.
Если ваша отчетность будет реализована в системе «ФинГрад – Управление финансами», вы получите актуальные данные в трех отчетах (ДДС, ОПУ и баланс) и сводных таблицах, а именно:
- сведения за несколько периодов для сравнения;
- данные по всей организации, а также по центрам финансовой ответственности (ЦФО), юридическим лицам, проектам и т.п.;
- сравнения фактически достигнутых показателей с плановыми;
- возможность раскрывать любую сумму.
Подробнее о системе в нашем ролике:
Комментарии
11А это точно поможет мне наладить управленческий учет?
Аноним, Вы писали:
Мне кажется, этот отчет приведен как некий абстрактный. Хотя реальные примеры, всегда интереснее...