Онлайн-кассы

Как зарегистрировать онлайн-кассу? Семь правильных шагов

Все уже смирились с тем, что придется изменить привычный порядок работы с ККТ, чтобы выполнить требования закона 54-ФЗ, но очень мало информации, что делать со старыми кассами, как их регистрировать, чтобы не попасть под штрафные санкции?

Что случилось?

Все уже смирились с тем, что придется изменить привычный порядок работы с ККТ, чтобы выполнить требования закона 54-ФЗ, но очень мало информации, что делать со старыми кассами, как их регистрировать, чтобы не попасть под штрафные санкции?

Разберемся вместе с Анной Соловьевой, экспертом проекта Контур ОФД компании СКБ Контур

С чего начать

Предположим, вы владелец ККТ, у которой заканчивается срок действия ЭКЛЗ.   Первым делом вам нужно снять кассу с учета в налоговом органе, где она была зарегистрирована. Для этого придется посетить налоговую инспекцию. После этого ККТ необходимо модернизировать и заново поставить на учет. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) разрешает выбрать для регистрации кассы один из трех способов.

Старый порядок регистрации ККТ пока сохранен: нужно подготовить заявление на бумаге, собрать пакет необходимых документов, представить их в ИФНС, а также доставить туда саму кассу. Удобно, что теперь регистрировать ККТ можно в любом территориальном налоговом органе. Раньше это допускалось только в инспекции по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Появилась новая возможность: пройти всю процедуру регистрации ККТ, от подачи заявления до получения карточки регистрации, можно удаленно - в кабинете ККТ (личном кабинете) на сайте ФНС или в сервисе оператора фискальных данных (ОФД).  На практике зарегистрировать кассу онлайн пока получится только на сайте ФНС. В ближайшее время ведомство предоставит такую возможность и ОФД. Операторы фискальных данных оперативно добавят новую функцию в свои сервисы.

Итого. Какой бы подход к регистрации ККТ вы не выбрали, не упустите важный момент. В зависимости от того, когда именно ваша организация должна перейти на новый порядок работы с ККТ – оснастить ее фискальным накопителем, передавать данные через ОФД - оцените ситуацию. Возможно, выгоднее сразу модернизировать кассу.

Заявление - первый этап онлайн-регистрации кассы

Теперь рассмотрим подробнее шаги онлайн-регистрации и прокомментируем наиболее важные моменты. Итак, в личном кабинете на сайте ФНС или в сервисе ОФД владелец ККТ заполняет заявление, в нем указывает:

— адрес и наименование торговой точки, где будет установлена ККТ,

— модель и заводской номер ККТ,

— модель и заводской номер фискального накопителя.

Далее нужно поставить галочку, если ККТ будет использовать в одном из перечисленных случаев:

— в автономном режиме, без передачи данных ОФД.  В таком режиме могут работать все владельцы ККТ вплоть до 1 февраля 2017 года.  Этот режим (без ограничений по времени) подходит также ИП и организациям, расположенным в местностях, удаленных от сетей связи. Они могут применять ККТ, не передавая фискальные данные в налоговые органы через операторов фискальных данных (п. 7. ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Передать все записанные в фискальный накопитель данные в налоговый орган такие организации должны только при замене фискального накопителя;

— при организации и проведении лотерей, азартных игр;

— при осуществлении деятельности банковского платежного агента/субагента и /или платежного агента/субагента;

— для расчетов в интернете. Интернет-магазины указывают также адрес сайта;

— для развозной или разносной торговли;

— если ККТ входит в состав автоматических устройств для расчетов (торговых автоматов). Дополнительно здесь вводится номер автоматического устройства;

— если ККТ является авторизированной системой для БСО.

В конце заявления нужно прописать выбранного оператора фискальных данных и его ИНН. Конечно, это не касается тех, чьи кассы будут работать в автономном режиме.

Итого. Чтобы инициировать процедуру регистрации ККТ, необходимо подать заявление.

Как нужно заверить заявление

Электронное заявление на регистрацию кассы подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП). При этом используется КЭП, выданная на руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Если у вас есть КЭП для работы с системами сдачи электронной отчетности в контролирующие органы, ею же можно воспользоваться и для постановки на учет всех касс вашей компании. Из-за технических особенностей не подойдет сертификат подписи, выданный для взаимодействия с ЕГАИС: сервисы ФНС не поддерживают используемые в нем средства криптозащиты.

Заявление подписывается КЭП и передается в налоговый орган. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники (ст. 4.2 п.1 Закона № 54-ФЗ).

Нередко сертификаты электронной подписи выдаются на других ответственных сотрудников организации. Планируется, что позже ФНС предоставит возможность зарегистрировать ККТ в режиме онлайн по доверенности. Тогда поставить кассы на учет сможет не только руководитель, но и бухгалтер или, например, сотрудники обособленных подразделений.

Итого. Заверить заявление на регистрацию ККТ получится только сертификатом подписи, оформленным на руководителя (или ИП).  При этом можно использовать ту же КЭП, что и для входа в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Как инспекция регистрирует вашу кассу

ФНС автоматически проверяет сведения о заявителе в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сверяет данные о кассе и фискальном накопителе с информацией от производителей оборудования в реестрах ККТ и ФН. В случае положительного результата проверки кассе присваивается регистрационный номер, который передается в личный кабинет владельца ККТ.

Регистрационный номер, сведения о владельце кассы и выбранном ОФД нужно внести в фискальный накопитель. Это нужно для последующего формирования отчета о регистрации. Каким образом владелец будет вносить в накопитель необходимые сведения, и сможет ли он справиться с этим самостоятельно, зависит от модели ККТ.

Если такая возможность есть, будьте внимательны. Дело в том, что регистрационный номер можно внести только один раз. Если допустить ошибку при вводе, придется покупать новый фискальный накопитель.

Далее нужно самостоятельно (или через ЦТО) сформировать отчет о регистрации. И передать в налоговый орган сведения, содержащиеся в отчете о регистрации. Сделать это можно через кабинет контрольно-кассовой техники либо через оператора фискальных данных.

Отчет о регистрации нужно передать в налоговую инспекцию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрационного номера (п.3 ст.4.2 Закона № 54-ФЗ).

Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в личном кабинете либо дата передачи оператору фискальных данных.

Итого. Чтобы налоговый орган мог провести аутентификацию пользователя и фискального накопителя, после получения от инспекции регистрационного номера нужно сформировать и отправить налоговикам отчет о регистрации.

Подтверждение факта регистрации ККТ

Налоговое ведомство проверит подлинность сведений, представленных компанией, корректность работы фискального накопителя. Если все хорошо, то в личный кабинет отправят карточку регистрации ККТ в электронном виде с подписью налогового органа. При желании карточку можно получить и в бумажном виде, обратившись в налоговую инспекцию. Тем самым факт успешной регистрации можно считать подтвержденным. Карточка регистрации хранится в личном кабинете на сайте ФНС или в сервисе ОФД, в любой момент ее можно скачать и распечатать

Итого: Карточка регистрации ККТ, заверенная подписью налогового органа, подтверждает факт успешного прохождения регистрационной процедуры.

Можно ли зарегистрировать онлайн-кассу, но не передавать данные ОФД?

До 1 февраля 2017 года владелец ККТ может регистрировать новые кассы и не передавать данные ОФД. О добровольном применении нового порядка организациями и ИП прямо говорит пункт 5 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (этим документом внесены изменения в Закон № 54-ФЗ).

Чтобы работать с новой кассой и не передавать данные ОФД, при регистрации ККТ нужно выбрать опцию «использование ККТ в автономном режиме». Не забудьте выставить соответствующую настройку и на кассовом аппарате. Вся информация о расчетах будет записываться в фискальный накопитель в офлайн-режиме, вплоть до 1 февраля 2017 года. После этой даты настройки кассы придется изменить и пройти процедуру перерегистрации -  указать, что теперь данные будут передаваться оператору фискальных данных. Подразумевается, что на этот момент вы уже заключили договор с ОФД.

Итого. Если вы до 1 февраля 2017 года не передавали данные ОФД, не забудьте к этой дате изменить настройки кассы и перерегистрировать ККТ.

Комментарии

12
  • НатальяС
    Спасибо, полезная статья. А фискальный накопитель при замене будет продаваться там же, где и ККТ? Или где-то отдельно?