Маркетинг

Весы для партнера

Как оценить надежность и добросовестность поставщика, распознать неблагоприятные тенденции в финансовом положении и поведении покупателя? Отделить зерна от плевел поможет рейтингование.

Как оценить надежность и добросовестность поставщика, распознать неблагоприятные тенденции в финансовом положении и поведении покупателя? Отделить зерна от плевел поможет рейтингование.

Все компании нуждаются в эффективных и простых инструментах оценки партнера – поставщика или клиента. Эффективность применения для этих целей рейтингов доказана западной практикой. Оценку покупателей (дебиторов) проводят около 70% американских компаний. По экспертным оценкам Aberdeen Group внедрение систем оценки клиентов уже в течение первых двух-трех лет обеспечивает в среднем прирост объема сбыта на одного менеджера по продажам на 10–30% в год, а прибыль с каждой сделки увеличивается на 1–3%.

Что касается оценки поставщиков, то в половине компаний США используется самая простая, категорийная модель их ранжирования (см. справку). Сейчас для американской компании считается обычным хвалиться высоким местом в рейтинге поставщиков крупной корпорации. Это сообщает о компании гораздо больше, чем просто фраза «среди наших клиентов – корпорация X». В России же управление работой с поставщиками – совсем новое явление. Пока оно чаще всего сводится к решению проблемы «как поймать на получении „отката” отдел снабжения?».

Надежность в цифрах

Положение в рейтинге позволяет руководителю «взвесить» каждого поставщика и принять объективное снабженческое решение – работать с ним дальше или нет. В результате компания снижает затраты на закупки и защищается от убытков.

Такое рейтингование уместно везде, где речь идет о поставках типовой продукции и наличии альтернативных производителей, из которых компания может выбирать лучших. Ранжирование зиждется на пяти основных оценках: качества продукции, условий поставки, сервиса, цены и условий оплаты. Если оценку проводит торговая компания, отслеживание уровня сервиса отпадает. Но относительный вес (важность) каждой из этих метакатегорий в итоговом рейтинге зависит от целей конкретного предприятия. Кому-то важнее, чтобы заказанная партия приходила точно в срок (например, розничным сетям с распределительными центрами), другое предприятие больше ориентируется на качество (производство обуви и других непродовольственных ТНП), для третьего главное – цена и отсрочка оплаты.

Компания «Веда», крупный производитель водки, оценивает каждого поставщика спирта по десятибалльной шкале. Рейтинг в 10 баллов означает, что завод поставляет первоклассный спирт по выгодной цене без задержек, берет на себя транспортные расходы и готов работать в кредит. Примерно 60% критериев связаны с качеством: это степень соответствия спирта ГОСТам и внутренним требованиям «Веды», объем производства, наличие специализированных спиртохранилищ. Остальная часть требований приходится на условия поставки: цену, возможность товарного кредита, срок и дисциплину поставок, транспортные расходы.

Оценка производится совместно службами контроля качества и закупок. Как только департамент по качеству дает свое положительное заключение, другие службы – финансовая, закупочная и транспортная – начинают просчитывать рентабельность. В России, по словам Надежды Левачевой, директора по качеству компании «Веда», насчитывается около 1000 производителей спирта, из них по объемам производства и качеству спирта «Веде» подходят около сотни заводов, и с 25 из них компания работает. Одной из проблем у производителей крепкого спиртного является проблема стабильности качества, поэтому в «Веде» на каждого поставщика делают график по этому показателю. Рейтинг пересчитывается раз в квартал, и в нем учитываются все прегрешения поставщика: сколько раз «Веда» вернула назад цистерны со спиртом из-за неприемлемого качества, на сколько дней были просрочены поставки и каков процент недопоставки. Заводы с ухудшающимися рейтингами заменяются другими. Таким образом, над поставщиками постоянно висит «дамоклов меч» разрыва отношений. Компания старается отсекать производителей с рейтингом ниже пяти: либо постепенно снижает закупки, либо вообще отказывается от их услуг. Например, за последние два года у «Веды» сменились две трети поставщиков: половина из них из-за цены или проблем с дисциплиной, другая половина – из-за претензий к качеству спирта.

Немаловажно, что рейтингование помогает устранить одну из самых труднорешаемых проблем в сфере закупок. «Классическая проблема заключается в том, что обычно менеджеры по снабжению оценивают поставщиков по одному критерию – величине „отката”»,– считает Андрей Бобров, управляющий партнер консалтинговой группы MD. И бороться с этим явлением, по мнению Боброва, можно лишь принятием корпоративного регламента сравнения поставщиков и включением в системы оценки критериев, связанных с качеством, например, допустимого предела по числу рекламаций и нарушений условий поставки. «Мониторинг качества поставщиков обычно уменьшает убытки бизнеса, о которых уже поздно думать постфактум, когда начинаются рекламации и волей-неволей приходится менять поставщика»,– отмечает Андрей Бобров.

Каждому по модели

В США еще в 1950-х годах Национальная ассоциация агентов по закупкам (NAPA) занялась проработкой методической базы оценки поставщиков. Эксперты выделили три модели оценивания.

Смысл категорийной модели в том, что выделяются основные категории (цена, качество, параметры поставки и сервис). После этого отделы закупок, производства, ремонтов и логистики оценивают эти группы по так называемой шкале Ликерта (неудовлетворительно – минус три балла, приемлемо – ноль баллов, предпочтительно – плюс три балла). Затем итоговый балл сравнивается с максимально возможным суммарным баллом по всем отделам. Стандартные ограничения производителей, по статистическим данным NAPA, таковы: поставщик, набравший менее 41%, признается неприемлемым и отсеивается, а поставщик с показателем более 71% – предпочтительным.
Модель весовых коэффициентов более сложная, потому что требует сравнения значимости отдельных критериев для компании (например, важность качества составляет 50%, вес условий поставки – 25%, вес сервиса – 25%). Она работает так. Берется коэффициент качественной продукции (100% минус процент брака), вычисляется доля количества обоснованных обращений в службу сервиса поставщика (100% минус число инцидентов), затем то же самое делается по условиям поставки (100% минус процент опоздавших поставок, минус процент поставок с «недовозом» или «перевозом», минус процент поставок с повреждением продукции в результате транспортировки). Итоговые цифры умножаются на весовые коэффициенты. Получается число баллов от нуля до 100. Стандартные критерии отсева: менее 70 баллов – неприемлемый поставщик, больше 90 – предпочтительный.
Наиболее сложна модель анализа полной стоимости. К цене по прайс-листу добавляются затраты, обусловленные низким качеством, расходами на поставку, расходами на сервис в процентах. Таким образом определяется итоговая стоимость закупки по каждому из поставщиков. Трудность этого подхода в том, что он требует детального учета затрат по каждой закупке.

Каждому по заслугам

Совсем другие подходы применяются при рейтинговании клиентов, покупателей. Здесь критерии очевидны – прибыль либо выручка. Выбор критериев зависит от стратегии компании. Если она нацелена на рост доли рынка, то основной ориентир –объем продаж. Если же главное – рост капитализации, то приоритетом становится прибыль, заработанная на каждом клиенте. По показателям рейтинга производится отсев невыгодных покупателей – с точки зрения прибыли или объема выручки. Ясно, что компаниям, работающим с наценкой 200%, рейтингование ни к чему: прибыль покроет все потери. Рейтингование –инструмент тонкой настройки для тех, кого на низкомаржинальном рынке теснят более сильные игроки, из-за чего возможности роста ограниченны.

Акционеры питерского фармацевтического холдинга решили, что наращивание оборота при минимальной марже в условиях жесткой конкуренции с крупнейшими дистрибуторами – дело заведомо проигрышное. Единственный путь развития – повышать рентабельность. Некоторое время назад, как рассказал финансовый директор холдинга Игорь Николаев, в компании началось внедрение системы клиентского скоринга по размеру прибыли, заработанной на каждом покупателе. Все покупатели (а их около 1000) были разбиты на 20 рейтинговых групп по размеру прибыли в денежном выражении. Она определялась как разница между выручкой, принесенной клиентом, и всеми прямыми затратами на этого клиента (расходами на закупку препаратов, транспорт, складскую логистику и сертификацию). Увеличивают рейтинг оборот и торговая наценка, уменьшают – прямые затраты и продолжительность товарного кредита. Очень большие затраты – транспортные, аптека может закупать препараты с хорошей наценкой и делать большой оборот, но за счет транспортных затрат ее рейтинг падает.

Самой сложной, рассказывает Игорь Николаев, была классическая проблема любой системы управленческого учета – разнесение затрат на всех клиентов. Именно для этого компания составила транспортные карты по каждому региону и стала распределять логистические расходы исходя из объемов закупок препаратов и необходимых площадей для их хранения на складах. «Берем объем затрат на содержание всего склада, делим его на число товаров и получаем затраты на хранение единицы товара. И затем, зная объем каждой товарной позиции, вычисляем долю складских затрат на клиента, исходя из размера его закупки».

Если нужно снизить цену, значит, нужно снизить и другие финансовые параметры клиента: наценку, объем дебиторки, прямые затраты. Скоринг, по словам Николаева, позволяет просчитать, выгодно ли, например, давать двухпроцентную скидку при сокращении срока оплаты вдвое. И наоборот: как нужно изменить цену и размер скидки, если покупатель задерживает оплату. И на этот вопрос дает ответ скоринг. В каждом отдельном случае определяются и конкретные маркетинговые акции, эти затраты включаются в рейтинг и увязываются с другими параметрами работы с клиентами: ценами, отсрочками. Таким образом, каждому покупателю предоставляются цены, скидки и сроки оплаты, соответствующие его вкладу в прибыль.

При этом разные клиентские группы, говорит Игорь Николаев, обладают разными резервами по «выжиманию» прибыли. Например, частные аптечные сети «Фармакор», «Первая помощь», «Натурпродукт» закупают очень большой объем при минимальной наценке. Но это гарантированный оборот и элемент престижа. Вторая группа – государственные сети вроде «Фармацеи» – более привлекательна с точки зрения прибыли: госструктуры не настолько чувствительны к цене, как частные сети, их можно «раскручивать» за счет маркетинговых акций. Третья группа самая многочисленная – разрозненные аптеки. Она более разнородна, тут пригодны разные методы: одних можно заинтересовать маркетинговыми акциями (вроде раздачи призов и туристических путевок) и получить максимальную прибыль, выставляя высокую наценку, других – ценами (снижая срок оплаты). Поставив во главу угла прибыль и отсеивая невыгодных клиентов, компания добилась и роста выручки. По словам Николаева, компания растет на 50% в год, вдвое быстрее фармацевтического рынка в целом. Клиентский скоринг для нее – способ выживания на конкурентном рынке.

Рейтинг покупателей и поставщиков позволяет каждому воздать по заслугам и увидеть, чего стоит клиент или поставщик. Цифры всегда объективны.

Начать дискуссию

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

1
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.