Ростелеком и Билайн передали в налоговые органы невзысканную задолженность физических лиц. Почему это незаконо?

На днях компании Ростелеком и Билайн сообщили о передаче в налоговые органы сведений о физических лицах, чьи задолженности числятся в составе дебиторской задолженности свыше трех лет.
Ростелеком и Билайн передали в налоговые органы невзысканную задолженность физических лиц. Почему это незаконо?

На днях компании Ростелеком и Билайн сообщили о передаче в налоговые органы сведений о физических лицах, чьи задолженности числятся в составе дебиторской задолженности свыше трех лет. Кроме публикации в электронных СМИ были разосланы абонентам уведомления аналогичного содержания. При этом утверждается, неоплата задолженности перед компанией приравнивается к экономической выгоде и может быть обложена НДФЛ, вследствие чего к должникам могут быть приняты меры ограничения на выезд заграницу.

То есть, получается так. Любая организация может подать на любого гражданина данные о непогашенной задолженности, а гражданин может и не догадываться об этом, не у каждой же организации есть возможность рассылки на телефоны абонентов. Будет начислен налог, будут расти пени, в аэропорту пропадет билет на самолет. Интересно, что все это совершенно бездоказательно. 

Возможна элементарная ошибка бухгалтерии, что при множестве абонентов, согласитесь, не редкость. Думаю, многим из нас приходилось обращаться к операторам связи с претензиями за излишне начисленные суммы в счетах.

Попробуем разобраться, правы ли связисты, создав подобный серьезный прецедент.

Налоговый кодекс РФ четко определяет случаи возникновения материальной выгоды. Их согласно ст. 212 всего два.

  • Во-первых, материальная выгода выражается в экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
  • Во-вторых, материальная выгода может возникать в результате приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к гражданину.

Особо подчеркиваю, организация и гражданин должны быть взаимозависимыми. Организация и лица признаются таковыми в следующих случаях:

  • гражданин является руководителем организации;
  • гражданин в определенной доле является собственником организации;
  • гражданин может оказывать влияние на управление организации;
  • взаимозависимость признана добровольно либо судом.

Ст. 223 НК РФ, на которую ссылаются операторы связи, только определяет дату фактического получения дохода, связанного со списанием задолженности, но никак не перечень оснований для возникновения материальной выгоды. Данный перечень, несмотря на изменения в федеральном законодательстве, по-прежнему закрытый и не подлежит расширительному толкованию.

Так что, если у Ростелекома или у других организаций есть задолжавшие за оказанные услуги клиенты, относящиеся к категории взаимозависимых, то несомненно материальная выгода возникнет.

А в подавляющем большинстве клиенты Ростелекома - это обычные граждане. Откуда же может возникнуть «налогообложение долгов» непонятно.

И еще один бухгалтерский аспект ситуации. Дело в том, что непогашенная в течение трех лет задолженность может списываться только с балансовых счетов, но не с самого баланса. При этом сумма задолженности одновременно переносится на счет забалансового учета. И продолжает там числиться еще 5 лет, в это время организация отслеживает возможность ее погашения.

Таким образом, для признания долгов клиентов материальной выгодой оснований нет. А если у налоговых органов появляются основания – добро пожаловать в суд.

Но почему-то не оставляют в покое нехорошие сомнения.  Вероятно, это мы станем заложниками странной ситуации, когда безо всяких на то оснований окажемся должниками государства. Мы будем застревать на таможне. Мы, а не государевы слуги, будем ходить по судам.

Понимаю, казну пополнять нужно. Но неужели для этого недостаточно законных способов?

Комментарии

7
  • Над. К
    Интересно, с чего работники сей аудиторской компании решили, что речь идет именно о материальной выгоде? Других экономических выгод они не знают?
  • Вячеслав
    ЗАБЕЙТЕ !!
    Мат.выгода только при ПРОЩЕНИИ долга)
    Поэтому они ВНАЧАЛЕ прощают долг, НАДЛЕЖАЩИМ образом от этом УВЕДОМЛЯЮТ должника и только потом , наступает мат.выгода.и долг по НДФЛ
    То же самое и с Банками)
    Маркетологи просто так решили, шугануть своих должников. Спасибо.. поржал!


  • Над. К
    Да не из-за матвыгоды данные передают, она тут вообще ни при чем. Это фантазии автора статьи