2016 год был непростым для всех видов предпринимательства, ожидания от 2017 года разнятся, но шансы на то, что малый бизнес сможет выдать неплохие результаты, по мнению экспертов, есть.
Алексей Нефедов, президент ПАО БАНК «ЮГРА»
Развитию малого и среднего бизнеса в последние годы уделяется большое внимание, однако предпринимателям до сих пор не хватает реальной поддержки. Мы говорим, прежде всего, о лояльности со стороны местных властей. Зачастую именно они могут помочь предпринимателям найти перспективные направления и дополнительные области сбыта продукции.
Эффективная поддержка может также выражаться в снижении налоговой нагрузки для владельцев небольших предприятий. Временное сокращение поступления налогов в местный бюджет окупится с лихвой — при выходе на проектные мощности, когда налоговые нагрузки могут быть увеличены, предприятие обязательно «ответит взаимностью».
Помимо господдержки, малый и средний бизнес нуждается в простом, понятном и качественном банковском обслуживании. Эту проблему осветил президент в недавнем послании. Он отметил спад кредитования малого бизнеса и предлагал подумать о вариантах упрощенных банковских продуктов. Другим фактором, снижающим интерес молодого поколения к банковским продуктам, стал отрицательный опыт предшественников: они не спешит брать деньги в банках для создания или масштабирования бизнеса.
Можно ли эту ситуацию переломить и стоит ли затевать открытие бизнеса в 2017 году? Давайте разберемся!
Летом 2016 года вышло постановление правительства РФ (№ 719) о мерах по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием. Согласно этому документу правительство увеличило пороговые значения размера закупки, при которых заказчик вправе или обязан осуществлять покупку у компаний МСБ. Доступ к госзакупкам дает представителям МСБ возможность дополнительно развиться, инвестировать в рост производств, и, следовательно, успешно конкурировать с крупными компаниями.
Многие скептически относятся к МСБ, но мы придерживаемся другого мнения. Это огромный и потенциально интересный сегмент, который требует внимательного отношения и персонального подхода. К счастью, это становится очевидным и для государства, и для кредитных организаций, которые предлагают новые эффективные продукты для развития предпринимательства. Поэтому есть все основания полагать, что текущий 2017 год станет продуктивным для предприятий малого и среднего бизнеса.
Антон Банин, ведущий аналитик ГК «Доверие», член АСКОНКО
Бизнес столкнётся с ужесточением налогового администрирования. Этому способствуют поправки, согласно которым все социальные платежи теперь направляются в налоговые органы. Новый способ расчета налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта, также окажет влияние на финансовые планы предприятий. В сфере строительства вступление в силу поправок к 214-ФЗ повлияет на вывод новых объектов — новое предложение значительно сократиться.
В целом, 2016 год оказался периодом стагнации для российского предпринимательства. Об этом свидетельствуют индексы деловой активности, рассчитываемые Росстатом. Среди факторов, ограничивающих, по мнению руководителей, рост производства в добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах преобладает неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения.
Решение о запуске бизнеса в 2017 году, как и в любое другое время, зависит в первую очередь от ожиданий предпринимателей по спросу, который зависит от экономической ситуации в стране. Прогноз по данному показателю на 2017 год — незначительный рост ВВП в пределах 1%. Если говорить о Санкт-Петербурге, то можно выделить 3 ключевых фактора развития: приближение чемпионата мира по футболу, благодаря чему идет рост спроса на гостиничную и сопутствующую туристическую инфраструктуру; легкость регистрации предприятие — 1 место в субнациональном рейтинге Doing Business и продление моратория на уплату торгового сбора с ритейлеров.
Алексей Головченко, член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия», управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»
Мне кажется, предприниматели в России отчасти уже привыкли к тому, что прогнозируемости в российской экономике, как и в российской политике, абсолютно никакой. Государство пытается показать предпринимателям некий вектор для развития, но, к сожалению, он слишком нестабильный. В связи с этим, по моим ощущениям, нет оснований полагать, что есть возможность в ближайшее время прийти к стабильности (легче получить кредит, увидеть конкретные перспективы увеличения сегментов рынка и т. д.). В целом ситуация идентична 2016 году.
Если говорить о резонности открытия своего бизнеса в 2017 году, то рассчитывать можно только на те ниши, которые неразрывно связаны с каждодневным бытом людей (еда, напитки и т. д.). Однако для тех, кто хотел бы открывать бизнес именно в России, нет большой разницы, открывать ли бизнес в 2017 году или, например, в 2018 году, поскольку неопределенность в России всегда крайне высокая. Поэтому в любом случае открывать свой бизнес стоит лишь тогда, когда ты уверен в нише и являешься фанатом своего дела.
Елена Перепелица, генеральный директор Restcon, член АСКОНКО
Малый бизнес напрямую зависит от состояния кошелька российских граждан. Учитывая, что многие общие экономические прогнозы предрекают замедление спада, а то и небольшой рост, то можно ожидать, что во второй половине года деньги, наконец, в виде зарплат дойдут и до потребителей. Это значит, что малый бизнес оживится за счет увеличения покупателей и заказчиков услуг. Также может начаться рост количества новых малых предприятий на волне оптимистичных прогнозов, особенно, если они будут подкрепляться статистическими данными об общем состоянии экономики.
Предпринимательства стало больше. Частично за счет того, что некоторые бизнесы схолопнулись и деградировали до уровня предпринимательства учредителей, где владельцы не только подсчитывают дивиденды, но и оказались вынужденными самостоятельно лично заниматься производством и оказанием услуг своим клиентам. Также в уходящем году увеличилась доля стартапов микропредприятий. Наиболее популярны предприятия с мизерным стартовым капиталом, где владелец един во всех лицах. Например, в ресторанной сфере всё больше открывается мини-кофеен, пекарен, бургерных, на минимальной площади, где за прилавком и на кухне всё чаще можно встретить самого владельца.
Андрей Макаров, управляющий партнер БЦ «Сова»
Нет универсальной формулы для открытия успешного бизнеса. Это не дорога с односторонним движением. Неважно, какие сложились экономические условия на рынке — главное оказаться в нужном месте и в нужное время. Предприниматели должны ориентироваться на возникший спрос, при котором идея может быть успешно реализована. Как сказал Уоррен Баффет: «Если вы в лодке, которая дала течь, смените лодку». Лично я ожидаю от года роста, и российский рынок очень интересный для реализации бизнес-проектов.
Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-Центра «ШАГ», член АСКОНКО
Какой-то малый бизнес будет умирать, но какой-то новый появляться. Однако, пока показатель смертности, к сожалению, будет выше показателя рождаемости. Среднему бизнесу будет хуже всего. В этом сегменте мы ожидаем самые большие потери. Больше будет появляться малых, нишевых компаний — но это еще не бизнес, а форма самозанятости населения. Что касается крупного бизнеса, то тенденция к диверсификации, думаем, продолжится.
Появилось еще больше молодых предпринимателей, начавших бизнес, базирующийся на новых технологиях. Сейчас бытует мнение, что молодежь не хочет заниматься бизнесом. Это нам кажется неправдой. Наоборот, есть ощущение, что молодежь стремится делать свое дело. Для части из них оно будет самозанятостью, конечно, но часть из них из этого дела сделает бизнес, потому что они начнут привлекать других людей, снимать прибавочную стоимость, а не только все на зарплату отдавать. В этом плане мы не согласны, что бизнес никому не нужен. Нужен, и тяга к предпринимательству очень высокая.
Хорошим предпринимателем выгодно быть всегда.
Алёна Вочковская, основатель и владелец исследовательской компании SpeakerExpert
Согласно проведенному нашей компанией в январе 2017 года опросу предпринимателей, они не ждут от наступившего года кардинальных перемен. Некоторые из них пересматривают свои бизнес-модели, кто-то разрабатывает и выводит на рынок новые продукты, отвечающие требованиям новой экономической реальности и меняющимся потребностям клиентов, но основной тренд — поиск новых каналов и инструментов коммуникаций со своей аудиторией. Данное исследование показало, что молодые предприниматели с нестандартными бизнес-идеями (технологии, IT-стартапы, телемедицина и т. д.) более оптимистичны в прогнозах на предстоящий год, чем малый и средний бизнес с «традиционными» бизнес-моделями и продуктами. Ответ на вопрос: «Стоит ли открывать свой бизнес?», конечно же, комплексный и зависит в большей мере от личности предпринимателя. Но на рынке есть все возможности для успешного предпринимательства, особенно, сейчас, в эпоху быстрых перемен, прозрачности инновационных бизнесов, лёгкого доступа к технологиям.
Егор Евланников, руководитель проекта для предпринимателей «Эквиум», «Рыбаков Фонд»
В наступившем году следует ожидать отмены санкций и контрсанкций. Сложнее станет тем, кто вложился в сельское хозяйство, местное производство. Во многом мы зависим от ситуации в США. Не понятно пока, что будет делать Трамп, и как это повлияет на курс рубля. Сказать что-либо определенное просто невозможно.
Тем не менее, абсолютно неважно, когда начинать свое дело. 2017 год не является исключением. Любое время отлично подходит для начала бизнеса и следует иметь некую внутреннюю цель, которая гармонизирует с твоим мировосприятием, подталкивает и зажигает каждое утро.
Все проблемы в голове. В кризисные времена создавались бизнесы, который потом круто выстреливали. Например, спортивные бренды Adidas и Puma зародились в послевоенной Германии в 1920 году, Lego появилась в Дании в разгар Депрессии (1932), сеть Starbucks начала бурный рост в 1987 году, который отмечен самым масштабным падением индекса Доу-Джонса за всю его историю. Это лишний раз доказывает, что надо чувствовать рынок, слушать свой внутренний голос, четко следовать своей цели.
Прежде всего определите свою ключевую компетенцию: что вы умеете лучше всего. Оглянитесь вокруг, если сейчас эта компетенция востребована — открывай свое дело.
Дмитрий Кобец, бизнес-консультант по стратегии и маркетингу
Открывать бизнес стоит. Я предполагаю, что будет небольшой рост в открытии новых компаний, хотя по итогам 2016-го закрытия оказались рекордными. Другой вопрос, что малый бизнес будет выбирать для себя нишевые или менее конкурентные рынки, так как состязаться в развитых рынках в современном продуктовом ритейле смогут позволить только отдельные герои и некоторые региональные сетевые игроки с очевидными лидерскими амбициями, которые не боятся, открыты к инновациям и усилению или даже смене собственной бизнес-модели, обновлению форматов. Но таких - не более 1000—2000 в целом по стране.
Предприниматели и частные лица с небольшими капиталами уже сейчас более взвешенно относятся к выбору вида деятельности. Стремятся учесть не только свой, но и региональный общеотраслевой опыт. Отличный вариант для этого — подобрать себе дело на основе качественной франшизы. Ключевой момент при ее выборе — это накопленный опыт взаимодействия и те возможности, которые открываются внутри бренда с серьезным оборотом.
Те предприниматели, кто были в тени, к сожалению, в ней и останутся. В данный момент нет стимулов, чтобы оттуда выйти.
Надо отметить серьезный рост спроса на бизнес-образование. Благо на рынке появляется все больше акселераторов, интенсивных курсов, обучающих программ, основанных на реальных событиях, практических российских бизнес-кейсах, что крайне важно и обязательно даст свой эффект через 5–10 лет непрерывной работы.
Комментарии
3