Менеджмент

Как построить организационную структуру в среднем бизнесе: шесть правил

Правила поиска баланса между крайностями при построении организационной структуры для среднего бизнеса.
Как построить организационную структуру в среднем бизнесе: шесть правил

В трудные времена у владельцев почти всегда обостряется интерес к оптимизации организационной структуры компании. Нередко приходится наблюдать острые столкновения двух прямо противоположных подходов. Сторонники одного из них считают, что структуру нужно выстраивать под имеющихся в компании людей и тот круг задач, которые они «потянут». Оппоненты же полагают, что нужно сначала спроектировать правильную структуру, а уже потом решать кадровые вопросы и искать подходящих людей.

Что происходит при попытках воплотить в жизнь принцип «сначала структура, потом — люди»? Почти всегда работодатель сталкивается с одной и той же проблемой: под вакансии в «правильной» структуре очень трудно найти «правильных» специалистов.

Либо работодателя сразу не устраивает ни один из кандидатов. Либо то, что они не устраивают — выясняется через несколько месяцев после занятия должности. Чем беднее выбор сильных соискателей на рынке труда, тем более затяжным и безрезультатным оказывается поиск. Мы знали компании, в которых людей на менеджерских должностях меняли каждые несколько месяцев на протяжении многих лет.

А если выстраивать структуру под людей? Так обычно и случается в компаниях, разделение труда в которых складывается стихийно. Нередко там превыше всего ценится стабильный коллектив. А увольнение — это уже чрезвычайное происшествие.

Но здесь опасность подстерегает с другой стороны. Основная движущая сила бизнеса, — люди, — оказываются защищенными от конкурентного давления со стороны рынка труда: «каким родился, таким и пригодился». У сотрудников снижаются стимулы для роста, освоения новых функций. А это делает бизнес более слабым и уязвимым. Особенно во времена, когда для выживания в конкурентной среде требуется максимальная мобилизация всех сил и возможностей. Кроме того, когда логика управления приносится в жертву тому, «как все сложилось», это зачастую ведет к снижению управляемости и множеству «узких мест».

Например, в одной из компаний много лет не решались вывести отдел маркетинга из прямого подчинения Генеральному и включить в хозяйство Коммерческого директора. Почему? Только потому, что внести такое изменение — значит посягнуть на статус и былые заслуги главного маркетолога. Другими словами, испортить с ним отношения.

Сформулируем несколько правил поиска баланса между крайностями при построении организационной структуры для среднего бизнеса.

Первое правило. Для компактной компании в полтора десятка человек и меньше жестко закрепленная организационная структура не всегда и нужна. Здесь принцип разделения труда «как сложилось», в зависимости от компетенций имеющихся сотрудников или «по ситуации», вполне применим. Но если численность сотрудников приближается к сотне, структурирование становится важным. Чем больше компания, тем большее значение приобретает организационная структура как фактор эффективности ведения бизнеса.

Второе правило. Сначала выбираем один-два «классических» варианта оргструктуры для аналогичных компаний, отработанных в отрасли и показавших свою эффективность. Затем —видоизменяем их, прилаживая к сложившимся на сегодня условиям.

Третье правило. Разрабатываем от одного до трех промежуточных вариантов структуры. Это как бы ступеньки последовательных трансформаций от того «как есть» к тому «как должно быть».

Четвертое правило. «Крутизна» каждой следующей ступеньки, мера вносимых изменений — должны определяться тем, насколько владельцы готовы справиться с неизбежными издержками. Всегда кто-то будет недоволен, кто-то с кем-то не сработается, кто-то «не потянет», кто-то, возможно, уволится.

Пятое правило. Для компании численностью 150-500 человек время перехода на каждую новую ступеньку — не меньше, чем год. Это время на адаптацию к новым обязанностям и рабочим отношениям, на корректировку должностных инструкций, на преодоление сопротивления, на дообучение людей, возможно — на поиск новых специалистов. 

Шестое правило. Чем выше этаж управленческой иерархии, тем важнее учет «человеческой составляющей» при проектировании оргструктуры. Если наемный Генеральный директор на своем месте и не планируется менять его вместе с обновлением структуры, то он обязательно должен стать одним из соавторов структурных изменений. Важно единое понимание владельцев и Генерального: как будут распределены функции между подразделениями верхнего уровня и кто будет за них отвечать. Руководители следующего уровня также должны участвовать в решении вопроса о том, как будут структурированы их подразделения. Согласования и компромиссы не столь важны, если речь идет о руководителях более дробных подразделений или рядовых сотрудниках. Иногда человека легче заменить, чем сподвигнуть освоить обновленную роль. Сильного управляющего или топ-менеджера найти на рынке труда сложнее, чем менеджера среднего звена. А найти руководителя отдела — сложнее, чем кандидата на исполнительскую должность.

Комментарии

1
  • Natalikr

    Прекрасный пример статьи ни о чем. Раз уж хотят рекламироваться - хоть бы толковую информативную статью написали...

Турецкий DenizBank ужесточил условия открытия счетов гражданам РФ

Без внушительного депозита и рабочего ВНЖ сделать это почти нереально по меньшей мере в двух банках: DenizBank и Emlak Katılım, — пишет РБК. С бизнес-платежами всё тоже непросто.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

7

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Инвестиции

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Интересные материалы

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру