Личные финансы

Как понять, недооценена акция или переоценена

Наибольшие доходы на фондовом рынке приносят инвесторам самые недооцененные акции. Отыскать эти самые привлекательные объекты для вложения денег позволяет анализ некоторых финансовых показателей компаний.

Наибольшие доходы на фондовом рынке приносят инвесторам самые недооцененные акции. Отыскать эти самые привлекательные объекты для вложения денег позволяет анализ некоторых финансовых показателей компаний.

Грегори Цукерман

Быстрый рост котировок порой заставляет инвесторов с осторожностью относиться к сильно подорожавшим акциям. Однако он не всегда означает, что бумаги стали слишком дороги и не принесут дохода. Чтобы понять, так ли это, надо соотнести их цену с прибылью компании или перспективами ее бизнеса. Вместе с тем стремительный рост корпоративных прибылей не обязательно означает, что акция привлекательна для покупки.

Участники рынка используют несколько показателей для определения, насколько акция недооценена или переоценена по сравнению с фундаментальными показателями деятельности компании. По отдельности их недостаточно, чтобы оценить акцию, но все вместе они могут помочь выявить действительно привлекательные бумаги.

Поделить Р на Е

Отношение капитализации (т. е. суммарной стоимости акций) к прибыли компании

(P/E) считается одним из главных коэффициентов для оценки инвестиционной привлекательности акции. Акционеры — совладельцы компании, поэтому стоимость акций должна быть тесно связана с размером ее прибыли. Чем выше коэффициент, тем дороже акция по отношению к прибыли компании, чем ниже, тем более недооцененной может считаться акция.

Коэффициент P/E данной компании нужно сравнивать с P/E аналогичных предприятий из ее сектора экономики и всего рынка. Если P/E выбранной компании относительно высок, это означает, что инвесторы надеются на быстрый рост ее бизнеса и финансовых показателей и готовы платить премию. Однако если эти надежды не оправдаются, цена акции может сильно упасть.

При этом нужно помнить, что для различных секторов промышленности и рынков может быть характерен разный уровень P/E. Традиционно он достаточно высокий у технологических компаний (например, 46,3 у Google и 22,9 у “Вымпелкома”) и низкий у компаний сырьевого сектора (у ExxonMobil, несмотря на ее рекордную в корпоративной истории США прибыль по итогам 2006 г. в $39,5 млрд, он составляет 11,4, а у “Лукойла” — 8,4, по данным Reuters). У компаний из развивающихся стран

Р/Е также обычно ниже, чем у компаний из высокоразвитых индустриальных стран. У индекса MSCI Emerging Markets этот показатель составляет около 15, а у американского индекса S&P 500 — около 18.

Данные академических исследований фондового рынка и практический опыт показывают, что покупку акций с низким Р/Е фактически можно считать рецептом успеха. Несколько лет назад инвестиционный гуру Уоррен Баффетт купил акции ряда корейских компаний, у которых Р/Е составлял 2-4; с тех пор их котировки сильно выросли.

Денежный поток

Знать отношение капитализации к свободному денежному потоку (P/CF) не менее полезно. Многие аналитики при оценке привлекательности акций обращают внимание не собственно на прибыль компании, а на генерируемый ею свободный денежный поток, т. е. деньги, остающиеся у компании после оплаты расходов. Низкий P/CF означает, что у компании здоровый бизнес и у нее остается много денег, которые она может пустить на выплату дивидендов или выкуп акций, тем самым увеличивая доход акционеров (см. врез). В конечном итоге стоимость бизнеса — это не что иное, как текущая стоимость его будущих свободных денежных потоков, говорит Энант Сандарам, преподающий фондовый анализ в Tuck School of Business. Низкий показатель P/CF, однако, может оказаться ловушкой, если компания, накапливая наличность, не инвестирует достаточно средств в развитие бизнеса. “Акция с низким P/CF действительно может быть дешевой, — говорит Эсвот Дамодаран из Stern School of Business при Нью-Йоркском университете. — Либо у этой компании может быть недостаток капиталовложений и огромная потребность в таковых”.

За вычетом долгов

Отношение капитализации к балансовой стоимости активов (P/BV) — еще один нужный индикатор. Балансовая стоимость активов — это активы минус долги и прочие обязательства компании. Если капитализация составляет $2 млрд, а активы — $1 млрд, P/BV равно 2.

Невысокий уровень P/BV может служить успокаивающим сигналом для инвестора. В конце 1990-х гг., когда на фондовом рынке США надувался мыльный пузырь, отношение совокупной капитализации компаний, входящих в S&P 500, к балансовой стоимости их активов было весьма высоким — 4,5. Акции были переоценены, а значение BV занижено из-за значительного объема долгов на балансах компаний. Когда пузырь лопнул и в американской экономике началась рецессия, акции подешевели, а многие компании начали реструктуризацию, агрессивно сокращая долги. В последние несколько лет P/BV для S&P 500 составляет около 3,1.

“В зависимости от бизнеса компании коэффициент P/BV может иметь существенное значение [для оценки ее акций] или же не иметь никакого, — говорит Терри О'Коннор, управляющий хедж-фондом Cedar Creek. — Балансовая стоимость активов важна при оценке финансовых институтов и практически не важна для производителей программного обеспечения”. В балансовую стоимость активов не включаются, в частности, патенты, бренды, она не отражает достижений компании в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и креативности ее сотрудников — т. е. всего того, что так важно для технологических и фармацевтических компаний. У этих компаний, таким образом, балансовая стоимость низкая, а коэффициент P/BV — высокий. Между тем этот показатель хорошо подходит для оценки не только финансовых, но и, например, строительных компаний.

Расчет отношения капитализации к выручке (Price/Sales) также сослужит добрую службу. Некоторым фондовым аналитикам нравятся компании с большой выручкой. У компании с капитализацией $500 млн и выручкой в $1 млрд этот коэффициент составит привлекательные 0,5.

Нужно, однако, учитывать, что большая выручка не гарантирует высокой прибыли. Поэтому у компании с низким коэффициентом Price/Sales должен быть хороший план по увеличению прибыли, в противном случае акция в цене не вырастет. (WSJ, Михаил Оверченко)

 

БАСНОСЛОВНЫЕ ВЫПЛАТЫ

В конце 2004 г. Microsoft, ранее не баловавшая акционеров дивидендами, выплатила специальный дивиденд в размере $32 млрд. Это даже повлияло на государственную статистику США о доходах населения, поскольку акциями Microsoft владеет огромное количество людей; на открытом рынке обращается 8,4 млрд акций компании. ExxonMobil в 2006 г. направила на дивиденды и выкуп акций $32,6 млрд, на 41% больше, чем в 2005 г.

Начать дискуссию