На практике в России совершенно не соблюдается заложенная в законе норма о том, что любой трудовой мигрант при въезде должен иметь при себе полис медицинского страхования. Об этом в ходе круглого стола «Здоровье гастарбайтеров: чья это забота?» заявила вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталья Власова.
С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
15 сентября Федеральная миграционная служба отклонила поправки в федеральный закон №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предложенные правительством Москвы.
Столичные специалисты предложили внести в перечень документов, которые иностранному гражданину необходимо предоставить для получения патента на работу по найму у физических лиц, и медицинские справки.
В настоящее время справку об отсутствии наркозависимости и инфекционных заболеваний в органы ФМС должен предоставлять только мигрант, заключивший трудовой договор с работодателем - юридическим лицом.
«Но не секрет, что большинство из покупающих патенты не будут работать в семьях, - заявила Наталья Власова. – Они будут выполнять различные разовые работы – сегодня работает у одного, через неделю у другого. Никто у него, естественно, никаких справок спрашивать не будет».
Как известно, до 2007 года все трудовые мигранты без исключения могли получать медсправки лишь в государственных медицинских учреждениях. Но потом ФАС сочла это нарушением конкуренции.
По данным Департамента здравоохранения Москвы, за 8 месяцев 2010 года обследование в государственных медучреждениях прошли лишь 13 тысяч мигрантов из 119 тысяч, предоставивших ФМС справки о здоровье. При этом 419 из 13 тысяч оказались больны сифилисом, туберкулезом, гепатитом и ВИЧ. Остальные воспользовались услугами коммерческих медицинских центров.
В 2009 году московское управление ФМС «забраковало» 17 319 разрешений на работу по причине предоставления мигрантами недействительных медицинских документов. 18 738 разрешений на работу были аннулированы в связи с тем, что мигранты в принципе не предоставили справок о здоровье.
Но даже если ФМС аннулирует разрешение мигранта на работу, в реальности это, как правило, ни к чему не приводит. Мигрант может еще долго работать, даже не зная о теперешней нелегальности своего статуса.
Все последние годы количество мигрантов из Центральной Азии (прежде всего из Таджикистана) стабильно и равномерно растет. По данным Всемирного банка, в 2008 году их численность выросла до 800 000 человек. С 2003 по 2008 годы мигранты в среднем заметно помолодели.
Интересно, что если уровень заболеваемости туберкулезом в Средней Азии в несколько раз превышает среднероссийский, то в части распространения ВИЧ ситуация выглядит как раз наоборот. По этому показателю Россия опережает все страны СНГ, кроме Украины. Если там ВИЧ инфицировано 1,4% взрослого населения, а в России и Молдавии – по 1,1%, то в Узбекистане – всего 0,2%, в Киргизии и Таджикистане – 0,1%. Таким образом, мигранты «привозят» с собой туберкулез, а увозят ВИЧ. Но лечиться, даже если узнают об этом, они не станут, а когда снова вернутся в Россию работать, внесут свою лепту еще в распространение СПИДа.
Также за последние годы в общей массе трудовых мигрантов выросла доля женщин. Соответственно, в последние годы обозначилась новая проблема – женщины приезжают в Россию специально для того, чтобы родить здесь ребенка. Ими движет заблуждение, что это даст им больше прав на получение российского гражданства, сообщила Наталья Власова. И это дает плоды, пусть и не в той форме, которую они ожидали.
По данным того же Департамента здравоохранения Москвы, за последний год в столичных роддомах было оставлено около 800 «отказников», рожденных мамашами из Средней Азии. Эти младенцы поступают на государственное обеспечение и, соответственно, впоследствии получают статус гражданина.
Несмотря на то, что в законодательстве достаточно строгих норм, устанавливающих правила медицинского контроля за мигрантами, на практике они почти не реализуются, подытожила вице-президент фонда «Миграция XXI век».
Начать дискуссию