Несмотря на обилие новостей о том, что Россия вот-вот вступит в ВТО, реальное подписание договора может затянуться еще на пару лет.
Об этом в ходе международного конгресса «Открытая Россия: партнерство для модернизации» заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев.
От многочисленных высокопоставленных источников в последнее время все чаще слышно, что Россия вступит в ВТО уже в нынешнем году. Эту же уверенность на конгрессе выразил, в частности, президент Американской торговой палаты Эндрю Соммерс.
«Вступление в ВТО означает, что мы должны будем что-то производить для всего мира, - напомнил президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин. - Полученные от экспорта доходы, соответственно, тратить на закупку импортных товаров. Так что мы будем производить для всего мира? Пока мы не получим ясного ответа на этот вопрос, даже заводить разговоры о вступлении в ВТО - это идиотизм».
«За 17 лет, что ведутся переговоры, наше правительство ничего трезво не взвешивало, - считает Хазин. - В начале 1990-х мы добровольно развалили свое гражданское авиастроение. На тот момент 40% мирового самолетного парка было произведено в СССР. Если бы мы оставили за собой только этот рынок, то получили бы от него доходов столько же, сколько и от экспорта нефти».
«Да и будет ли система разделения труда, закрепленная в ВТО, существовать через 5-7 лет? - усомнился глава НЕОКОНа. - Похоже, все идет к тому, что мир скоро распадется на отдельные слабо связанные экономические зоны».
Заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Владимир Ткаченко с пессимизмом Хазина не согласился.
«Вряд ли стоит говорить о грядущем развале нашего сельского хозяйства, - заявил он. - И все не так плохо. Отечественное мясное производство (кроме говядины) растет, мы его защищаем тарифными квотами - это, кстати, инструмент, допускаемый ВТО. Единственное ограничение субсидий в сельское хозяйство - по объему. Мы его пока не согласовали, но уже ясно, что сокращения этого объема не будет».
Михаил Хазин продолжил вносить ложки дегтя: «Статистика гласит, что даже без вступления в ВТО доля импортных продуктов питания растет. Да, производство курятины увеличилось, но корма для кур почти полностью импортные. И где мы будем закупать семенное зерно? Мы можем резко увеличить производство зерновых, но семенной материал получать полностью от фирмы «Монсанто». В Евросоюзе на каждую единицу сельхозпродукции приходится 25% дотации. В США - 12-15%. У нас - 3%. Разрешат ли нам увеличить дотации в 8 раз?».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев несколько снизил накал страстей. «А надо ли нам в ВТО? - задался вопросом депутат. - Да, обсуждаем этот вопрос 17 лет, но причин торопиться вовсе нет. Так что процесс может тянуться и еще год, и два».
Начать дискуссию