Если в Западной Европе до 30% компаний предпочитают расширять свои автопарки посредством взятия машин в аренду с полным сервисным обслуживанием, то в нашей стране этот показатель не превышает 1%. Об этом 9 ноября в ходе круглого стола «Плюсы и минусы оперативного лизинга для компаний и предпринимателей в России» сообщил генеральный директор компании ARVAL (дочерней структуры банка BNP Paribas) Сергей Дианин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Термин "оперативный лизинг" по сути своей очень близок к понятию "аренда". В 2002 году он был выведен из российского законодательства (вместе с правом применять по этим сделкам коэффициент ускоренной амортизации), посетовал Дианин. Сегодня лизинг в России по закону предусматривает право (но не обязательство) выкупа арендуемого имущества по окончании срока действия договора аренды. Между тем оперативный лизинг отличается от финансового именно отсутствием перехода права собственности на передаваемое имущество - даже как опция. В российском законодательстве эти отношения квалифицируются исключительно как аренда.
Традиционно оперативный лизинг подразумевает, что лизингодатель берет на себя все заботы, связанные с функционированием и обслуживанием оборудования. Как правило, это касается автотранспорта, железнодорожного транспорта (вагонов), офисной техники (принтеров, копировальной техники), строительной техники и инструментов, коммерческой недвижимости. В России на оперативный лизинг приходится около 18% от общего числа лизинговых сделок (рост в последнее время идет за счет сегмента железнодорожных вагонов).
А вот в секторе корпоративных автопарков разница с Европой и Америкой бросается в глаза. Если в Западной Европе в целом на оперативный лизинг приходится 30% сделок по их расширению (в Великобритании и Нидерландах этот показатель доходит до 50%, то в нашей стране показатель не превышает 1% (на конец 2010 года в оперативном лизинге в России числилось около 22 000 автомобилей).
«Психология российских управленцев и владельцев компаний такова, что они рассматривают автопарки в первую очередь как актив компании, а не как средство производства, - пояснил Сергей Дианин. - Эта чисто психологическая привычка владения сложилась еще с советских времен, и изменить ее в ближайшие годы будет крайне сложно».
Тем не менее игроки нарождающегося рынка не теряют оптимизма. Ожидается, что в ближайшие 5 лет оборот оперативного лизинга автотранспорта как минимум удвоится. Тем более что механизм оперативного лизинга подразумевает, что лизингополучатель может относить арендные платежи на счет расходов, сокращая тем самым налогооблагаемую базу, и впоследствии возмещать НДС по оплаченным платежам. В ARVAL убеждены, что автопарк в оперативном лизинге обходится заказчику дешевле, чем собственные автомобили - именно потому, что лизингодатель берет на себя управление им, сокращая до минимума непредвиденные расходы.
Начать дискуссию