В ожидании нового кризиса население России предпочитает не «откладывать копейки», а бесконтрольно расширять пользование банковскими кредитами. Об этом 26 января в ходе круглого стола на тему: «Копить или тратить: нужна ли россиянину личная "подушка безопасности?» заявил главный исполнительный директор ФК «Уралсиб» Александр Вихров. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«По данным Росстата, уровень накоплений у граждан за год снизился с 14% до 9% от дохода, - отметил Вихров. - Зато мы наблюдаем очень значительный рост активности на потребительском рынке. Продажи автомобилей иностранного производства - в январе-августе 2011 года выросли на 14% по сравнению с тем же периодом 2010 года. Люди стали больше ездить за границу (разве что в новогодний период такого роста не наблюдалось)».
«Одновременно с этим резко повысилась рекламная активность финансового сектора, - продолжил эксперт. - К примеру, количество финансовой рекламы на ТВ в 2011 году выросло на 76%, и теперь она занимает 7 место среди наиболее активных категорий рекламодателей. Реклама бытовой техники вросла на 48%. Наши финансовые структуры сегодня всеми силами пытаются завлекать и соблазнять потребителя».
«Инвестиции и сбережения - это по-прежнему не для основной массы нашего населения, которое все больше начинает жить в долг. Кстати, такое бывает, когда люди чего-то начинают бояться и вкладываются в предметы длительного потребления. Это и есть их "подушка безопасности", предохраняющая от возможных потрясений, - отметил Вихров.
«Симптоматично, что новый год крупнейшие банки с госучастием начали с того, что повысили проценты по вкладам населения, - сообщил Александр Вихров. - Но одновременно самый крупный наш банк декларирует, что ставки по кредиту тоже будут расти (банк тоже хочет создать себе подушку безопасности). Я думаю, что эта тенденция будет характерна и для других крупных банков».
«Прежде чем уговаривать инвестировать, нужно объяснить опасности сверхпотребления, - заявил по этому поводу профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов. - А пока что народ, который считает копейки, полагает так: раз денег все равно нет, чего я буду откладывать какие-то крохи, лучше я пойду куплю еще одну машину в кредит. Но это антиинвестиции».
Начать дискуссию