Финансовый кризис 2008-2009 годов был серьезным испытанием для Почты России. Рост дохода прекратился, инвестиционные программы были свернуты, потребитель экономил каждую копейку.
Ответными мерами был старт новой программы стратегического развития. Развитие новых направлений бизнеса, расширение клиентской базы, запуск новых услуг для населения, централизация управления территориальными филиалами, повышение мотивации для персонала позволили быстрыми темпами выйти из кризиса.
В течение трех лет почтовый оператор обеспечил почти 40%-й рост выручки, 56%-й рост производительности труда. Почта России создала финансовую основу для выполнения обязательного условия повышения качества почтовых услуг и сервиса – модернизации и технологического обновления. Инвестиции в модернизационные проекты за счет собственных ресурсов Почты России выросли с 5,5 млрд рублей в 2009 году до 8,5 млрд рублей в 2011 году.
Бизнес увидел в предприятии не только надежного партнера, но и выгодный объект для инвестиций. Так в 2009 году были запущены два автоматических сортировочных центра (АСЦ) в Москве и Санкт-Петербурге. Запуск этих центров позволил в разы сократить время доставки корреспонденции для населения. Мало кто знает, но до 2009 года 100% всей корреспонденции обрабатывалось вручную. Теперь в планах предприятия построить 35 АСЦ по всей территории России.
Для проверки качества услуг «Почтой России» были внедрены Стандарты качества клиентского сервиса во всех ОПС. Эффективным механизмом контроля их соблюдения стали проверки независимой организацией по методу «Таинственный клиент». Внедрение этих мер позволило переформатировать отношения с клиентом. Рост зарплаты сотрудников также стал свидетельством грамотной политики руководства. Например, в 2000-м году средняя зарплата на Почте составляла 1196 руб., сегодня она составляет 15000 руб. С 2011 года в целях мотивации впервые был привязан размер премиального вознаграждения для работников почтовых отделений к уровню соблюдения ими Стандартов качества. За год удалось повысить средние показатели качества сервиса по сети.
Сегодня перед предприятием стоят большие задачи. Реализация намеченных стратегических инициатив в среднесрочной перспективе позволит значительно улучшить финансовые показатели. Уже в течение ближайших пяти лет выручка предприятия должна вырасти в 1,5 раза. При этом борьба за рынок потребует существенных инвестиций и увеличит операционные издержки. Для выполнения поставленных целей, безусловно, необходима поддержка государства. А последние три года государство ни копейки не выделило предприятию.
"Государство не инвестирует в нашу модернизацию, поэтому темпы развития предприятия отстают от необходимых для скорейшего превращения "Почты России" в современного высокоэффективного почтового оператора, в полной мере отвечающего потребностям общества", - сказал Александр Киселев. В своем докладе он неоднократно приводил пример Deutsche Post, в начале 1990-х – убыточного предприятия, которое благодаря реорганизации и государственным инвестициям превратилось в мультинационального игрока, лидера на многих рынках мира.
Начать дискуссию