Малый и средний бизнес

Конкуренция в сфере мелкого бизнеса продолжает снижаться

Конкуренция в сфере мелкого бизнеса продолжила снижаться в 2016 г., следует из опроса, проведенного Аналитическим центром при правительстве и Торгово-промышленной палатой.

Конкуренция в сфере мелкого бизнеса продолжила снижаться в 2016 г., следует из опроса, проведенного Аналитическим центром при правительстве и Торгово-промышленной палатой. Ее уровень резко упал в начале 2015 г.: тогда об этом говорил 21% опрошенных предпринимателей. В 2014 г. таких было только 5%. В начале 2016 г. негативных оценок стало еще больше – 24%, пишет газета «Ведомости».

Предприниматели говорят о сокращении числа конкурентов (24% опрошенных, после 9,8% в 2014 г.) из-за ухода с рынка российских компаний (42%). Иностранные конкуренты тоже уходят, отмечают представители транспортного машиностроения, химической промышленности, машиностроения, производители электронного и оптического оборудования.

Мешает само государство – на антиконкурентные действия властей жаловался 41% респондентов. 45% постоянно или время от времени испытывают давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50%. Во многих регионах и отраслях есть предприятия, которыми владеют чиновники или их семьи, отмечает директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. Такое совмещение властных функций с участием в бизнесе создает мощные стимулы для того, чтобы через регулирование «перекрыть кислород» конкурентам и закрыть вход на эти рынки, сетует он. Это, безусловно, нездоровая ситуация и результаты опроса ее отражают: малый и средний бизнес – сектор, где в норме высокая конкуренция, заключает Яковлев.

Оценка конкуренции предпринимателями обычно снижается при общем ухудшении экономической ситуации, данные опроса могут говорить и об этом, считает Яковлев. Падение конкуренции – не следствие, а одна из причин кризиса, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Сейчас особенно сильны идеологические установки, работающие против конкуренции, констатирует Новиков: протекционизм, патернализм, т. е. ограничения в интересах потребителя. «Когда политики решили, что привлекательность товаров не так важна, как их национальность, мы сразу стали беднее», – замечает он.

Впрочем, сами предприниматели не хотели бы роста конкуренции. Только 40% считают ее полезной для бизнеса. Для 36% она иногда полезна, иногда нет. 20% уверены, что конкуренция не помогает бизнесу.

Начать дискуссию