Более половины руководителей аптечных сетей (58%) выступают за законодательное ограничение количества аптек в стране, говорится в исследовании российской лекарственной розницы KPMG. Такое ограничение способствовало бы развитию рынка, считают предприниматели. В опросе участвовали владельцы и топ-менеджеры 21 аптечной сети, следует из исследования.
Сейчас в среднем в России на 1800 человек приходится одна аптека, по данным гендиректора DSM Group Сергея Шуляка. В 2015 г. в России было зарегистрировано 3400 аптечных организаций, они управляли почти 37 000 точек, по данным Росздравнадзора. За три года их количество выросло на 175%, пишет газета Ведомости.
Около 65% опрошенных KPMG топ-менеджеров аптек жалуются, что основная причина конкуренции в этом году – это высокая концентрация сетей в их регионах.
В России действительно есть переизбыток аптек, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. С ней соглашается и топ-менеджер крупной региональной сети. По его словам, из-за этого страдает рентабельность отдельных точек.
Ограничение количества аптек на регион может положительно повлиять на рынок, если будут запрещены и маркетинговые услуги производителям со стороны аптек, например по выкладке препарата на полке, продолжает Неволина.
Переизбытка аптек в России не может быть, не согласна заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Надежда Шаравская. Это коммерческий рынок, аптеки открываются, значит, они рентабельны и у них есть спрос, рассуждает она. Много аптек работает только в столицах субъектов, ограничение приведет к росту цен и помешает конкуренции, опасается Шаравская.
С ней соглашается генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. По его словам, в поддержку ограничения высказывается только тот, кто пытается защитить свой неэффективный бизнес от более успешных конкурентов.
При этом почти все опрошенные KPMG руководители и владельцы аптечных сетей вовсе не собираются замораживать развитие своего бизнеса: 90% планируют в этом году расширять сеть. Так, почти половина (44% опрошенных) намереваются увеличить количество собственных точек на 20–50%, еще 22% собираются расширить сеть на 50%.
Комментарии
2Так в этом и вся соль.