Кассовые операции

Аудиторская проверка кассовых операций

Подавляющее большинство гражданско-правовых сделок, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности, опосредуется при помощи расчётов, осуществляемых в безналичном порядке. Между тем, без использования наличных денежных средств на настоящий момент не может обойтись практически ни одно предприятие. В целях расчетов наличными деньгами каждая организация в обязательном порядке должно иметь собственную кассу, оборудованную контрольно-кассовым аппаратом.

Подавляющее большинство гражданско-правовых сделок, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности, опосредуется при помощи расчётов, осуществляемых в безналичном порядке. Между тем, без использования наличных денежных средств на настоящий момент не может обойтись практически ни одно предприятие. В целях  расчетов наличными деньгами каждая организация в обязательном порядке должно иметь собственную кассу, оборудованную контрольно-кассовым аппаратом.

Аудит кассовых операций имеет свои особенности. Неотъемлемой чертой аудиторской проверки операций по кассе является значительная трудоёмкость её проведения и большое количество сопутствующих процедур, применяемых в ходе работы аудитора. Источниками информации для аудитора служат главная книга, регистры синтетического учёта операций по счёту 50, отчёт о движении денежных средств по форме № 4, а также бухгалтерский баланс. Наряду с ними обязательной проверке аудитором подлежат кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, книги учёта кассовых ордеров, книги регистрации депонентов и платёжных ведомостей, отчёты кассира и журнал учёта доверенностей. Вся кассовая документация должна быть проверена на предмет соответствия требованиям, содержащимся в законодательстве.  

Поступления наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером, составляемым в одном экземпляре и подписываемым главным бухгалтером.  Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером и кассиром (другой вариант - заверяется оттиском кассового аппарата) и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, после чего выдается на руки лицу, сдавшему деньги. 

Расходный кассовый ордер применяется для обратной поступлению денег процедуры -  выдачи наличных денег из кассы предприятия. Он также выписывается в одном экземпляре, однако, наряду с подписью главного бухгалтера требует подписи и непосредственного руководителя организации. В строке ордера “Основание” раскрывается содержание хозяйственной операции, а в строке “Приложение” указывается перечень прилагаемой документации с номерами и датами их оформления. Выдача денежных средств отдельному лицу по расходному кассовому ордеру должна сопровождаться подписью получателя и документальной фиксацией данных, содержащихся в документе, удостоверяющем его личность.

Унифицированная форма кассовой книги установлена Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций по учёту результатов инвентаризации”. Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов, служащие отчетом кассира, должны быть отрывными.  

Несоблюдение установленных форм и правил оформления кассовой документации может свидетельствовать как о недопустимо низком уровне внутриорганизационного контроля деятельности по учёту, вследствие небрежности или халатности, так и о виновных действиях сотрудников организации, в первую очередь, руководства и работников бухгалтерии. Другим важным моментом, на который стоит обратить внимание является соблюдение организацией лимитов, касающихся наличных денежных средств.

Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года N 1843-У “О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя” вводит количественное ограничение на денежные суммы, поступающие в кассу по договорам с контрагентами. Так, начиная с 21 июля 2007 года, расчеты наличными деньгами между субъектами предпринимательской деятельности в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Вся денежная наличность сверх установленной нормы подлежит сдаче в банковское учреждение.

В ходе проверки аудитору следует учесть тот факт, что не все операции с денежной наличностью должны проходить непосредственно через кассу. В некоторых случаях, при оказании услуг населению, кассовая техника может и не применяться. При этом расчёты между организацией и населением могут осуществляться как при помощи наличных денежных средств, так и с использованием платёжных карт, а роль кассовых чеков выполняют документы к ним приравненные в соответствии с законом. 

К кассовым чекам приравниваются такие документы, как квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежных карт. Все они представляют собой бланки строгой отчётности представленные по форме, утверждённой Минфином РФ. Обязательными реквизитами таких бланков являются наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование и код организации, выдавшей бланк, ИНН, вид услуги, единица измерения оказания услуг, стоимость услуги в денежном выражении, дата осуществления расчета, должности и Ф.И.О. лица, ответственного за совершение операции. Исключением из общего правила выступают бланки, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Для них предусмотрен несколько усечённый перечень обязательных реквизитов - наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование организации, выдавшей бланк, вид транспортного средства и стоимость услуги в денежном выражении.

При наличии сомнений у аудитора относительно правильности ведения учёта по кассовым операциям и состоятельности существующего на предприятии внутреннего контроля, дальнейшую проверку целесообразно проводить, предварительно опросив всех ответственных лиц. В качестве ответственных за порядок ведения операций по кассе лиц традиционно выступают руководитель организации, главный бухгалтер и кассир. Для каждого из них аудитором составляется отдельный опросный лист (вопросник), который должен содержать указание на должность опрашиваемого лица в соответствии со штатным расписанием, действующим в пределах организации. В целом, проведённый опрос помогает установить конкретные факты нарушения Порядка ведения кассовых операций.  

Все нарушения учёта операций по кассе принято классифицировать в зависимости от формы вины ответственных лиц и их должностного положения. Обычно различают такие виды нарушений, как прямое хищение, виновное неоприходование поступивших средств с последующим их присвоением, хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц, излишнее списание денежных средств, присвоение сумм, начисленным третьим лицам, расчёты наличными средствами в нарушение положений об их максимально допустимой величине и ошибки в учётных регистрах. Данная классификация имеет большое практическое значение, так как позволяет аудитору  применить процедуру, наилучшим образом подходящую для каждого конкретного случая нарушений. Рассмотрим эти процедуры более подробно.

Прямое хищение средств с предприятия помогает выявить инвентаризация наличных средств в кассе. Хищение может осуществлять как при помощи так называемых маскировочных приёмов (подписи и визы бухгалтерских работников, руководителей предприятия и их заместителей), так и без них. Обнаружению хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц и работников бухгалтерии, способствует проверка наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица, проверки наличия на расходных кассовых документах подписей руководителя предприятия или уполномоченного лица; проверки наличия на расходных кассовых документах расписок получателей денег и устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, но не подтвердившим этот факт своей распиской.

Факт неоприходования средств с последующим их присвоением устанавливается путём проверки чековой книжки организации на полноту содержащихся в ней данных и проверки полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия, полученных из банка по чеку. Частными случаями виновного неоприходования является неоприходование и присвоение денежных сумм, поступивших от физических и юридических лиц по приходным ордерам и неоприходование денежных сумм, поступивших от юридических лиц по доверенностям. Данные факты могут быть подтверждены проверкой своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, а также проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров и проверки правильности оприходования сумм по доверенностям.

Излишнее списание денежных средств может быть установлено в ходе таких процедур, как проверка итогов кассовых отчетов, проверка полноты первичных приходных и расходных кассовых документов, приложенных к отчету кассира, проверка соответствия данных аналитического  и синтетического учета по расчетам с персоналом, проверка совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации.

Для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных третьим организациям аудитор применяет проверки соответствия платежных реестрам депонированных сумм, проверки полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм, проверки полноты оприходования депонированных сумм на расчетный счет в банке, проверки соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов и проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм.

Наконец, ошибки и случаи некорректного учёта кассовых операций можно установить с помощью проверки соответствия совершённой бухгалтером записи, зафиксированной на первичных кассовых документах, фактическим информационным данным, содержащимся в журнале-ордере № 1 “Касса”.

Начать дискуссию