Новости ФНС

Инспекции столицы: возможно ли выбрать лучшую?

Составить рейтинг на звание самой проблемной инспекции Москвы довольно просто. А вот самой идеальной – возникают сложности. По мнению московских бухгалтеров, самая опасная – ИМНС № 10. Есть и получше, но ненамного – это инспекции № 5 и 6. Найти самую лучшую оказалось весьма проблематично.

Составить рейтинг на звание самой проблемной инспекции Москвы довольно просто. А вот самой идеальной – возникают сложности. По мнению московских бухгалтеров, самая опасная – ИМНС № 10. Есть и получше, но ненамного – это инспекции № 5 и 6. Найти самую лучшую оказалось весьма проблематично.

В очереди

Согласно штатному расписанию, обеденный перерыв в ИМНС № 10 – с 13.30 до 14.30. Но в этот раз страж порядка объявил посетителям, что инспекторы обедают до 15.00.

К трем часам дня возле инспекции выстроилась очередь из налогоплательщиков. Собравшиеся не теряли времени даром, а объединялись по интересам.

– Вам придется поселиться в этой инспекции, – объясняла женщина тем, кто за ней занимал очередь. – Я вторую неделю жду своей очереди. Наконец-то сегодня отмучаюсь...

– А почему стоите? – спросила я.

По лицу женщины было понятно, что она давно ждала этого вопроса. С видом знатока бухгалтер рассказала мне, что же на самом деле происходит в ИМНС № 10.

Оказалось, что в кабинет № 67 на регистрацию и перерегистрацию выстраиваются безумные очереди. Чтобы попасть на прием, посетители кара улят и днем, и ночью. Очередь живет по своему собственному расписанию. У самого спокойного, надежного и коммуникабельного плательщика хранится список очередников. Кстати, я в этом списке была 61-й.

– Ничего, через четыре дня ваша очередь тоже подойдет, – сказала моя собеседница. – Рассчитывайте на то, что в день принимают от 4 до 8 человек. Кстати, вы семейная?

– Нет. А как семейное положение может повлиять на очередь? – поинтересовалась я.

– Дело в том, что если вы стоите в очереди с шести часов вечера до двух ночи, то вас пропускают первой. Я, к сожалению, не могла приезжать ночью, у меня ребенок совсем маленький, не с кем было оставить.

– А какой здесь порядок? – спросила я.

– Два раза в день, в восемь часов утра и пять часов вечера, подъезжайте в инспекцию и отмечайтесь. Только будьте внимательны. Если пропустите свое время, то вас сразу же вычеркнут из списка. Мы живем по жестким законам, – растолковала женщина.

– Да можно документы заказным письмом отправить и не терять ни очереди, ни нервов, – сказал солидный мужчина, записавшийся в эту же очередь.

– Тогда считайте, что все пропало... Если по почте отправлять, то придется постоянно напоминать о себе. И может быть, через два месяца вам на письмо ответят, – парировала налогоплательщица.

– А инспекторы знают о ваших списках? – cпросила я.

– Конечно. Каждый день в 10.30 выходит начальник и переписывает несколько фамилий из списка. Обратите внимание: необходимо, чтобы фамилия, написанная в доверенности, совпадала со списком. В противном случае вас не примут, – предупредила женщина.

– А если за деньги пройти? – стали поговаривать в очереди.

– Если у вас есть знакомые, тогда воспользуйтесь ситуацией. Вчера одна дамочка все утро бегала, искала кому заплатить, а потом исчезла. Видимо, нашла. Я не интересуюсь, потому что инспекторам не за что платить. Они обязаны выполнять свою работу, – ответила моя собеседница.

К этому времени обеденный перерыв подошел к концу и бухгалтеры поспешили в налоговую...

Говорим в открытую

Екатерина Шемягина, главный бухгалтер Академии предпринимательства и инвестиций, работает с двумя инспекциями Центрального административного округа – ИМНС № 5 и ИМНС № 10: «Эти инспекции далеки от наших проблем. Здесь сверку данных проводить не реально. Но если поставить цель, то в течение шести месяцев можно добиться результата. При сдаче отчетности я стараюсь подстраиваться под работу налоговых инспекций».

К нам в редакцию позвонила женщина и сообщила, что ИМНС № 10 целый день не работает. В целях безопасности звонившая просила не упоминать ее имя. Оказалось, что со 2 июля инспекторы не принимают платежки для выверки. А зам. руководителя отдела по работе с налогоплательщиками Кубышкина Ирина Юрьевна напрямую сказала бухгалтерам: «Не стойте у порога! На уточнение данных приходите в августе».

Честно говоря, инспекции мало чем отличаются друг от друга, считает Валентина Староверова, главный бухгалтер компании «Клернер». От инспектора ИМНС № 38 можно услышать и такое: «Кто вас звал, не мешайте работать нам». «В ИМНС № 38 к инспектору прорваться невозможно. Сотрудники ИМНС не решают вопросы. Они стараются любыми путями избежать ответственности», – рассказала Валентина. Главный бухгалтер уверена в том, что все чиновники работают по указаниям сверху, слепо исполняя указы, не принимая во внимание коррективы, которые вносит жизнь. Отсюда большое количество и судебных разбирательств.

Татьяна Березина, главный бухгалтер ОАО «Черкизовский молочный завод», работает бухгалтером 26 лет, из них 15 – в должности главбуха. За это время ей приходилось сталкиваться со многими столичными инспекциями, и потому она имеет полное представление об их работе: «В ИМНС № 7 всегда можно задать вопрос и получить профессиональный ответ, – сказала она. – А ИМНС № 18 – настоящая “Маша-растеряша”. Здесь всегда что-нибудь теряют. С налогоплательщиками не работают: задаешь инспектору вопрос, а в ответ получаешь сказку. Однажды нам выставили счет на 300 тысяч рублей за то, что мы не сдали бланк. Разбирательство дошло до суда».

Как крупного налогоплательщика Черкизовский молочный завод измучили проверками. «Мы не уходим от уплаты налогов, – рассказывает Татьяна Березина, – но проверка все равно заставляет понервничать. Я уже шучу по поводу контроля. Мне лучше налоговая проверка, чем аудиторская».

Ирина Бузовская, главный бухгалтер кондитерской фабрики «Рот Фронт», считает, что ИМНС № 5 абсолютно не подготовлена к работе с фирмами и предпринимателями. Полгода назад в инспекции установили программное обеспечение, но в течение этого времени инспекция никак не может начать работать по новым правилам. «Если мы сдаем отчетность по электронной почте, – говорит Ирина, – то у них всегда происходят сбои».

Главный бухгалтер Московского областного банка Марина Тимошилова говорит, что в Подмосковье работают милые инспекторы: «Юридически мы относимся к ИМНС № 44 по адресу нашей головной компании. С этой налоговой мы никогда не работали, сотрудничаем с мытищинской инспекцией. Единственная проблема подмосковных инспекций в том, что в них часто меняются сотрудники. Поэтому порой очень долго приходится разыскивать своего инспектора».

Любовь Смирнова, главный бухгалтер издательства «За рулем», понимает, что их фирме повезло с ИМНС № 8: «К бухгалтерам в этой инспекции относятся с уважением и пониманием. Я прекрасно знаю, что во многих инспекциях обратная ситуация».

Так кто же лучший?

На бухгалтерском форуме также был задан вопрос о работе чиновников. Некоторые решительно настроенные граждане предложили внести коррективы в опрос, ссылаясь на то, что на данный момент идеальной инспекции нет и быть не может. Поэтому надо бы выбирать по двум категориям: худшая и не совсем худшая.

«Четыре года назад я общалась с ИМНС № 17. Там всегда работали вежливые инспекторы. Сейчас мы сдаем отчетность в ИМНС № 6. Эта инспекция – передовик по бестолковости и злобности персонала. Здесь постоянно теряют документы, в коридорах – завалы до потолка – декларации и письма налогоплательщиков», – рассказала одна из посетительниц форума Елена.

«Хотите взять папочку с чужими документами – берите и идите. Никто против не будет», – поделился «светлыми» впечатлениями о работе ИМНС № 6 другой участник форума Златор.

Такой же комментарий получила ИМНС № 13. Правда, некоторые собравшиеся возлагали надежды на смену руководителя и ожидали перемен. «Для меня плохая ИМНС – это та, в которой нет порядка в принятии отчетности и есть постоянные очереди. Если эти два пункта опустить, то остальное зависит в основном от умения общаться с инспекторами и качества отчетности», – ответил на это сообщение другой участник форума.

Согласно мнению большинства, в ИМНС № 14 постоянно меняется персонал. «За этот год я уже и не припомню, сколько инспекторов у нас было», – сказал тот же пользователь сайта.

Инспекцию № 10 продолжают называть плохой. С чиновниками здесь не пообщаешься. Чтобы сделать акт сверки, нужно пройти все круги ада. «Инспекторы находят тысячи причин, чтобы протянуть время. Ждем по полгода известий из каждого кабинета. В середине срока сдачи отчетности километровые очереди выстраиваются на улице. В помещение охрана запускает человек по пять».

Лучшей московской инспекцией, по мнению большинства, названа ИМНС № 4. Справедливости ради надо заметить, что руководство этой инспекции стремится создать комфортные условия для своих налогоплательщиков. Что касается такой кропотливой и продолжительной процедуры для бухгалтеров, как сверка, то она занимает много времени. Поэтому инспекторы просят налогоплательщиков почаще напоминать о себе. Ну и, конечно, быть внимательными при указании реквизитов своей организации. Налоговики не любят утруждать себя поиском потерянных данных.

В инспекции № 29, по отзывам ее посетителей, работа также организована хорошо. Можно пообщаться с инспектором всегда – и никаких неразрешимых вопросов практически не возникает. Правда, есть одна оговорка: лучше приносить отчеты на дискетах. Сверку можно пройти в любое время года, но желательно предварительно договориться по телефону.

Мы затронули лишь небольшую часть проблем налоговых инспекций. Если вы готовы рассказать о работе вашей инспекции, что-то добавить к сказанному, мы готовы вас выслушать. Ждем ваших звонков по телефону: 363-95-42.

Светлана ГРИГОРЬЕВА

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №8 2004 г.

Начать дискуссию