НК РФ

Инспекторы трактовали Налоговый кодекс на свое усмотрение, исключая из него важные пункты

Компания решила в качестве рекламной акции издавать и бесплатно распространять газету. Связанные с этим затраты она учла в качестве расходов на рекламу. Однако налоговики иначе расценили выпуск подобной газеты, сняв расходы. При этом свои доводы инспекторы строили так, как будто заново переписали налоговое законодательство. Читаем акт вместе с адвокатом и составляем возражения.

Компания решила в качестве рекламной акции издавать и бесплатно распространять газету. Связанные с этим затраты она учла в качестве расходов на рекламу. Однако налоговики иначе расценили выпуск подобной газеты, сняв расходы. При этом свои доводы инспекторы строили так, как будто заново переписали налоговое законодательство. Читаем акт вместе с адвокатом и составляем возражения.

кого проверили: ЗАО «Пресс»

кто проверил: ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда

что проверили: налог на прибыль за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г.

цена вопроса: 967 033 рубля

Основным видом деятельности ЗАО «Пресс» является выпуск периодического печатного издания, в частности газеты «Вестник». В 2007 году компания решила осуществить промо-проект с целью привлечения большего числа читателей и подписчиков. А именно издавать газету с похожим названием «Вестник недели» в рекламных целях и еженедельно бесплатно распространять ее в общественных местах города.

Кроме того, в бесплатной газете как обычно было предусмотрено место для размещения рекламных материалов различных предприятий города. В связи с чем ЗАО «Пресс» были заключены договоры с рекламодателями.

Главный бухгалтер компании списал затраты на издание и распространение бесплатной газеты «Вестник недели» на уменьшение налогооблагаемой прибыли, руководствуясь пунктом 4 статьи 264 НК РФ, в составе расходов на рекламу.


Однако в ходе выездной проверки инспекторы посчитали действия бухгалтерии неправомерными и доначислили на сумму непризнанных расходов налог на прибыль в сумме 796 786 рублей.

Первый довод: издание не является рекламным, поскольку не выдержан процент рекламы в нем

Налоговики сослались на пункт 2 статьи 164 НК РФ, где сказано, что в рекламном издании должно быть рекламной информации более 40 процентов от общего объема одного номера газеты. Средний же объем рекламы в «Вестнике недели» составлял 14 процентов за весь период печатного издания. Основываясь на этом, инспекторы посчитали, что компания неправомерно отнесла бесплатную газету «Вестник недели» к рекламным изданиям, списав расходы на ее издание и распространение при расчете налога на прибыль.

Аргумент в защиту

В своих возражениях мы отметили, что проверяющие довольно свободно трактуют нормы налогового законодательства. Складывалось впечатление, что инспекторы выхватывали из контекста статьи Налогового кодекса только нужные им фразы. Те же нормы, которые как раз могли бы обосновать действия предприятия, ревизоры опускали. В частности, мы указали, что понятие рекламного издания, данное в подпункте 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ, применяется только для определения ставки НДС. Исходя из данной нормы, можно сказать только то, что ставка НДС для издаваемого «Вестника недели» составит 10 процентов и все. А инспекторы же взяли на себя смелость применить такой пункт ко всему гражданскому законодательству, утверждая в целом: если в издании менее 40 процентов рекламы, то оно не является рекламным.

В тексте возражений мы записали:

«Считаем доводы инспекторов необоснованными. Работники налоговой инспекции довольно свободно трактуют нормы Налогового кодекса, выхватывая слова из контекста. В подпункте 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ, определяющем ставки НДС для периодических печатных изданий, действительно говорится, что к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема. Но работники инспекции опустили часть фразы, в которой говорится, что данное понятие рекламного издания применяется только в целях настоящего подпункта для определения ставки налога на добавленную стоимость.

Следовательно, данное понятие является императивным лишь для данного подпункта, определяющего размер ставки НДС (даже не налога на прибыль), а налоговая инспекция пытается его трактовать как императивный для всего налогового права. Таким образом, нельзя на основании данного пункта делать вывод применительно ко всему деловому обороту и гражданскому праву, что все издания, в которых реклама составляет менее 40 процентов, не являются рекламными изданиями».

Второй довод: подобный вид рекламы не прописан в перечне учитываемых расходов

Далее инспекторы привели в обоснование своих выводов пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Процитировали они нормы данного пункта опять же своеобразно. Налоговики исключили из списка признаваемых расходов на рекламу затраты «на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации».


Также проверяющие, пытаясь опять же доказать, что выпуск подобной газеты нельзя отнести к рекламе, привели в акте ссылку на статью 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Хотя данный закон уже два года как не действует.


Здесь мы, конечно же, обратили внимание проверяющих на положения законодательства, которые применяются в действительности. В возражениях мы отметили, что, согласно нормам действующего законодательства, реклама предполагает распространение информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Главное, чтобы она привлекала внимание к объекту рекламирования. А фактически бесплатное распространение газеты «Вестник недели», безусловно, повышает интерес потенциальных подписчиков к изданию со схожим названием «Вестник».

В тексте возражений мы записали:
«Если прочитать весь текст нормы Налогового кодекса, на которую ссылаются инспекторы, то становится ясно, что из абзаца четвертого между словами «демонстрационных залов» и «на уценку товаров» ими был удален следующий текст: «изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации». Также не приведен абзац пятый цитируемой статьи, в котором сказано: «Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором–четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего кодекса».


Кроме того, инспекторы ссылаются на устаревший Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», в то время как два года назад в силу вступил новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. И согласно законодательству, реклама – это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Издание «Вестник недели» однозначно можно признать рекламой другого издания «Вестник» уже только на основании того, что названия газет схожи и выпускаются одной компанией. Не говоря уже о том, что безвозмездное распространение газеты однозначно повысило интерес граждан к ней».

Третий довод: расходы можно учесть только пропорционально объему рекламы в газете

В качестве третьего аргумента налоговики сослались на пункт 1 статьи 252 НК РФ, где одним из условий признания расходов является осуществление их для деятельности, направленной на получение дохода. И поскольку доход, по мнению инспекторов, был получен только от размещения в газете рекламной информации, а ее объем составил 14 процентов, то и учитывать расходы компания может только в этой пропорции.

В итоге проверяющие приняли к учету расходы по размещению и распространению рекламного материала в «Вестнике недели» в размере 14 процентов от общего объема расходов на издание и распространение газеты.

Аргумент в защиту


В ответ мы возразили, отметив, что Налоговый кодекс разрешает учитывать расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). При этом имеется в виду реклама самого предприятия или его продукции (в данном случае печатного издания), а не реклама третьих лиц, размещенная в газете.

В тексте возражений мы записали:
«Данный вывод работников налоговой инспекции явно противоречит пункту 4 статьи 264 НК РФ, в котором четко сказано, что организации для определения налога на прибыль могут учитывать расходы на рекламу. Здесь подразумевается реклама самой организации, а не оплачиваемая реклама третьих лиц. В 14 процентов, на которые ссылается налоговая инспекция, как раз включена реклама третьих лиц».

Четвертый довод: расходы на издание бесплатной газеты не учитываются

По мнению проверяющих, если доходы от реализации «Вестника недели» отсутствуют, то и расходы на издание такой газеты, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ, для целей налога на прибыль принять нельзя. Другими словами, налоговики сочли рекламную акцию безвозмездной передачей товара, расходы по которой, согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ, компания списать не может.

Здесь компания также не согласилась с выводами инспекторов. Налоговики ошибочно считают, что реклама не может принести доход предприятию. Компанией было проведено маркетинговое исследование, результаты которого подтверждают экономическую целесообразность подобного промо-проекта. Данный документ был представлен налоговикам. Там же была просчитана вероятная прибыль от рекламной акции. Кроме того, получение прибыли благодаря рекламе доказывают анализы продаж, проводимые предприятием ежеквартально.

В тексте возражений мы записали:
«Согласно позиции инспекторов, затраты на рекламу своей компании вообще нельзя отнести на расходы, поскольку она не приносит реального дохода в виде оплаты за размещение и распространение рекламного материала. На пункт 16 статьи 270 НК РФ инспекторы ссылаются также неправомерно, признавая рекламную акцию безвозмездной передачей товара. Есть прямое указание в законе об отнесении данного вида затрат на расходы, предусмотренное в пункте 4 статьи 264 НК РФ».


Начать дискуссию

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

1
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.