Письмом Минфина России от 21 июля 2009 г. № 02-05-10/2931 доведены Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления. Их должны применять все бюджетники. Рассмотрим наиболее значимые нововведения.
Какие нормы следует применять
Рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к применению классификации операций сектора государственного управления при:
— исполнении бюджетов;
— ведении приносящей доход деятельности;
— кассовом обслуживании исполнения бюджетов;
— санкционировании расходов;
— ведении бюджетного учета и формировании отчетности;
— проведении мероприятий финансового госконтроля.
Впредь необходимо руководствоваться положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ с учетом Методических рекомендаций.
Уточнены общие понятия и правила
Отметим, что пояснения даны только в части групп 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов» названной классификации.
Итак, в Методических рекомендациях установлено, что классификация операций сектора государственного управления группирует операции в зависимости от их экономического содержания. Они разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).
Классификация операций сектора государственного управления состоит из групп (например, 100 «Доходы», 400 «Выбытие нефинансовых активов» и др.). Они же детализируются статьями и подстатьями.
Обратите внимание: в самих Методических рекомендациях предусмотрены более подробные аналитические коды, например 211.2 «Надбавки», но применять их в работе не следует. Так как они не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для структурирования текста упомянутого документа. И с их помощью детализировать собственный учет учреждениям не нужно.
Финансисты пояснили: перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей), закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций. Однако, несмотря на данное «разрешение», рекомендуем все же не использовать коды по собственному умозаключению, а предварительно согласовать их применение с органом казначейства, обслуживающим учреждение.
Старыми письмами руководствоваться запретили!
Письма Минфина России и Казначейства России, разъясняющие применение экономической классификации расходов бюджетов в 2005–2007 годах, классификации операций сектора государственного управления в 2008 году, применять нельзя. Такое распоряжение содержится в письме № 02-05-10/2931.
Кроме того, сделано еще одно значимое уточнение. Данные в письмах этих ведомств разъяснения о порядке использования кодов с 1 января 2009 года могут быть применены исключительно получателями этих писем.
Разберем порядок отражения операций
Отметим, что описание операций, которые следует отражать по тем или иным кодам, довольно подробное. Тщательно подошли разработчики Методических рекомендаций к расшифровке выплат, которые должны учитываться по кодам 211 «Заработная плата», 212 «Прочие выплаты» и др.
При этом не рассмотрено применение подстатей статьи 270 «Расходы по операциям с активами».
Чиновники обошли своим вниманием приведенные коды, видимо, из-за того, что их применение довольно узко и соответствует сути, содержащейся в наименовании.
Остановимся на анализе кодов, использование которых на практике вызывает наибольшее количество вопросов: 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
Расходы бюджетов
Расходы, связанные с оплатой договоров как на выполнение работ, так и на оказание услуг, отражают в разрезе подстатей статьи 220 «Оплата работ, услуг».
Содержание имущества. Итак, установлено, что на подстатью 225 относят расходы по содержанию (обслуживанию), ремонту и реставрации нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование и находящихся на праве оперативного управления или в казне.
Обратите внимание: к имуществу, закрепленному за учреждениями на праве оперативного управления, в том числе относятся выданные в эксплуатацию и списанные с баланса основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно. Поэтому аналогичные расходы по их содержанию учитывают по этой же подстатье.
Уточним специфические расходы, по учету которых встречается много вопросов.
Так, по коду 225 отражают затраты, в частности, на:
— всякого рода чистку, уборку, дезинфекцию и др.;
— противопожарные мероприятия (в том числе зарядка огнетушителей);
— замазку, оклейку окон;
— услуги по организации питания служебных животных, находящихся на балансе учреждения, а также их ветеринарное обслуживание и обследование;
— обслуживание локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение.
Прочие расходы. Уточним такой нюанс: подстатья 226 используется для отражения расходов на оплату договоров гражданско-правового характера, предмет которых — участие в соревновании (его организации), сопровождение учащихся (студентов), заключенных с физическими лицами (спортсменами, тренерами, лицами, сопровождающими учащихся или студентов на соревнования, олимпиады и иные мероприятия). При этом если указанные физлица — это штатные работники направляющего их учреждения и участие в соревнованиях, сопровождение учащихся или студентов относится к их служебным обязанностям по трудовому договору, то соответствую-щие расходы учитывают в порядке, предусмотренном для отражения расходов на служебные командировки.
Поступление нефинансовых активов
Как показывает практика, бухгалтеру бывает сложно определить, к какому виду активов надо причислить тот или иной объект (к основным средствам или материальным запасам). И, следовательно, использовать статью 310 или 340.
Ранее по этому вопросу учреждения обращались к вышестоящему органу, который письменными разъяснениями определял порядок учета. Однако в дальнейшем отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов — это компетенция получателей бюджетных средств. Так как они принимают решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету и несут ответственность за правильность принятых решений.
Отметим, что кроме стандартных расходов на статью 340 относят затраты на покупку: ванн, умывальников, смесителей и т. п.; фасадных вывесок и табличек для рабочих и хозяйственных помещений; манипуляторов типа «мышь» для компьютеров, а также соединительных кабелей и т. д.
Код четко не установлен?
В Методических указаниях уточнено, что в 2009 году расходы на приобретение (изготовление) печатей и штампов отражают либо по подстатье 226, либо по статьям 310 и 340 КОСГУ. Выбор в данном случае следует сделать исходя из того, по какому из названных кодов предусмотрены соответствующие расходы в бюджетной смете конкретного учреждения.
Начать дискуссию