НДС

Юбилею НДС посвящается!

Знаете ли вы, уважаемые дамы и господа, кому мы все обязаны появлением самого спорного налога, на протяжении уже стольких лет не дающего спокойно спать многим налоговикам, бухгалтерам, экономистам и даже судьям?

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

 Знаете ли вы, уважаемые дамы и господа, кому мы все обязаны появлением самого  спорного налога, на протяжении уже стольких лет не дающего спокойно спать многим налоговикам, бухгалтерам, экономистам и даже судьям?

История приписывает факт «изобретения» этого «чуда» некому Вильгельму фон Сименсу, родившемуся в немецкой семье (1855-1919). Его отец – Вернер фон Сименс, основал известную нам и сегодня фирму.

Обратите внимание на годы жизни Вильгельма. Что интересно – налог, получивший название «облагороженного» или «улучшенного» налога с оборота, был придуман им в эпоху налоговой реформы, происходившей в Германии в 1919 году! Неизвестно, почему этот год стал последним в жизни автора НДС…, но, тем не менее, в нынешнем, 2009 году весь мир просто обязан отметить 90-летие налога на добавленную стоимость!

Любопытный факт: с момента изобретения налога и до момента его введения прошло довольно много лет, и лишь в 1958 году НДС закрепился официально. Именно в этом году уже французский экономист Морис Лоре описал схему действия  налога и дал его экономическое обоснование. В течение следующих десяти лет НДС применялся в экспериментальном варианте, а опытной «лабораторией» послужило зависимое от Франции африканское государство Кот-д Ивуар (до 1986 года официальное название переводилось на русский язык как Берег Слоновой Кости).

Не правда ли удивительно, почему налог первоначально испытывали на жителях Африки? Может быть, это связано с подчиненным положением самого народа, может быть - с благоприятной экономикой, основанной на экспорте какао, ананасов и прочих заморских эксклюзивов, но это нововведение все-таки дало положительные результаты!

Даже после обретения независимости в 1960 году эта страна не отказалась от налога на добавленную стоимость и использует его по сей день, взимая по ставке 20% (для некоторых товаров – 11,1%).  Интересно, способствовал ли этот эксперимент тому, что экономика страны на протяжении последних лет демонстрирует устойчивый экономический рост в 2,5 - 3 % в год?! 

В самой же Франции налог на добавленную стоимость в том виде, в котором он представлен сегодня, был введен 1 января 1968 года - с момента вступления в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления НДС с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).  Дальнейшему «карьерному» росту НДС способствовало подписание в 1957 году в Риме договора о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), которым утверждалось намерение гармонизировать законодательство о налогах и сборах стран-участниц для развития общего рынка. Для этих же целей Вторая Директива Совета ЕЭС от 11 апреля 1967 года утвердила налог на добавленную стоимость как главный косвенный налог Европейского Экономического Сообщества.

Представьте себе! Наличие НДС в налоговой системе являлось обязательным условием вступления государства в члены ЕЭС. На сегодняшний день налог на добавленную стоимость используют около 140 стран мира.  Однако государства с наиболее развитой экономикой либо вовсе не применяют этот налог (США), либо используют его сильно модифицированные формы, например, Япония: ставка 5%, возмещение из бюджета не предусмотрено.

В России практика применения НДС начала складываться с 1992 года, и пока не совсем понятно, способствует ли это развитию нашей страны, как когда-то в Африке, или мы просто еще не достигли уровня наиболее продвинутых стран? Судя по количеству споров с налоговыми органами, ближе все-таки первый вариант…

А ведь до перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали 90% общей суммы доходов бюджета и состояли, в основном, из двух платежей: налога с оборота и платежей из прибыли. Налог с оборота представлял собой часть чистого дохода, которая была твердо зафиксирована (выделена) в цене товара. Налог с оборота полностью (за небольшим исключением) поступал в государственный бюджет после реализации продукции. Попытки «исправить» недостатки налога с оборота за 61 год его существования (он был введен в ходе финансовой реформы 1930 года) предпринимались неоднократно. Но избавиться от них удалось только с помощью кардинального метода - вместе с самим налогом - в конце 1991 года. О, сколько желающих применить этот замечательный метод и к многострадальному налогу на добавленную стоимость! С 1991 года началось формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации. Первым шагом было принятие Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Этот закон впервые упомянул налог на добавленную стоимость и отнес его к федеральным налогам. Однако документ не раскрывал сущность НДС и механизм его взимания. Более подробно эти моменты, а также ставки, налогоплательщиков, объект, порядок исчисления и сроки уплаты определил Закон РФ от 6 декабря 1991 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон N 1992-1), который вступил в силу с 1 января 1992 года.

Всего десять «заповедей» данного закона представляли собой рамочный нормативно-правовой акт.  Документ появился в период масштабных экономических и социально-политических перемен, поэтому его основные положения изначально предусматривали необходимость дальнейшего развития правовой базы по НДС.  К сожалению, такое развитие, если и было, то происходило, по большей части, за счет появления многочисленных подзаконных актов, разъяснений, материалов правоприменительной практики (в том числе и судебной). В сущности, то же самое происходит и сейчас.

Первоначальная редакция статьи 1 Закона  N 1992-1 давала определение самого налога: «Настоящим Законом вводится налог на добавленную стоимость. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг (далее - товары (работы, услуги)), и вносится в бюджет по мере их реализации». Из статьи следует, что законодатель установил лишь общее понятие налога, из которого не было ясно - как же он будет взиматься?

После вступления в силу Закона РФ от 16 июля 1992 года N 3317-I «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» определение, данное в статье 1, стало содержать и общий механизм исчисления налога: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

Изменению подвергались и ставки налога. Так, до 1 января 1993 года они составляли 28% и 21,88%, а с 1 января 1993 года до 1 января 2001 года действовали ставки 10% и 20%. Налог на добавленную стоимость периода действия Закона N 1992-1 можно охарактеризовать сложностью понимания объекта налогообложения, причем не только для плательщиков и налоговых органов, но и для самих законодателей! Однако государство, вместо системного подхода к развитию механизма взимания налога, предпочитало ликвидировать возникающие противоречия посредством «затыкания дыр». В итоге, НДС превратился в универсальный налог, которым можно было облагать практически любое движение капитала.

Многие проблемы НДС – это не характерная черта самого налога, что подтверждает пример Кот-д Ивуара, а результат целенаправленной законотворческой деятельности. Закон  N 1992-1 все-таки был признан утратившим силу с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Одновременно вступила в силу знаменитая глава 21 Налогового Кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость», представляющая собой уже совершенно иной правовой акт, претендующий на закон прямого действия, но вместе с тем все еще сохраняющий многие недостатки предыдущего законодательства.

В настоящее время процесс усовершенствования законодательства об НДС еще не закончен. Год за годом растет количество нормативных документов Правительства РФ, документов МНС (ФНС) России и Минфина России, не говоря уже о необъятной массе судебных решений, посвященных налогу на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость, бесспорно, находится на первом месте по удовлетворению экономических потребностей государства (в частности, в январе-мае 2009 года в федеральный бюджет поступило 1 153,2 млрд. рублей администрируемых доходов, 41% из которых обеспечено именно НДС).

Но государство, в свою очередь, в силу то ли недостаточной грамотности законодателей, то ли изначальной неоднозначности самого налога, пока не может исключить или хотя бы уменьшить количество сложных, спорных и запутанных ситуаций, возникающих у налогоплательщиков и контролирующих органов. Именно поэтому налог на добавленную стоимость остается одним из самых «нелюбимых».

В честь юбилея НДС хочется пожелать всем, кто сталкивается с этим налогом, терпения, успехов в работе и легких проверок, а самому «юбиляру» - стать, наконец, не только эффективным средством пополнения казны, но и достаточно простым в понимании, чтобы освободить наших налогоплательщиков (в первую очередь, в лице их бухгалтеров) от постоянной головной боли!

Любите НДС так, как любят его на Берегу Слоновой Кости!

С юбилеем!

Начать дискуссию