Онлайн-кассы

Как избежать кассовых разрывов, не переплачивая за кредитную линию

Как рассчитать, сколько нужно заемных денег? Изменения в договорах с поставщиками сократят потребность в кредитах?
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
Как рассчитать, сколько нужно заемных денег
Изменения в договорах с поставщиками сократят потребность в кредитах

На какую сумму открыть овердрафт на пополнение оборотных средств? Есть подход к разрешению этого вопроса, который поможет не только определить, сколько денег просить у банка, но и найти способ вовсе обойтись без подорожавших кредитов. Вот как это делается в компании «Сервис-Продукт» (специализируется на дистрибуции алкогольной и соковой продукции).

Алгоритм расчета потребности в «оборотном» кредите

Сам расчет выглядит так. Сначала определяется размер собственных оборотных средств, которые доступны компании:

Собственные оборотные средства = Собственный капитал (стр. 490 баланса) + Долгосрочные обязательства (стр. 590 баланса) – Внеоборотные активы (стр. 190 баланса).

Затем рассчитывается финансовый цикл компании:

Финансовый цикл (дней) = Отсрочка клиента (дней) + Отсрочка доставки (дней) + Время хранения запасов (дней) – Отсрочка поставщика (дней).

Следующий шаг – определить объем оборотных средств, которые необходимы для поддержания существующего финансового цикла. Для этого товарооборот в ценах закупки можно помножить на финансовый цикл компании (приведенный к 30 дням).

И последнее – собственно расчет потребности в заемном финансировании: это будет разница между необходимыми оборотными средствами и теми, которые доступны, то есть собственными.

Но прежде необходимо будет собрать данные, характеризующие финансовый цикл (пример см. в табл. 1).

Кроме того, определяя товарооборот, в «Сервис-Продукте» бухгалтерским данным предпочли более сложный подход к определению этого показателя. Его суть сводится к анализу структуры товарооборота и наценок, действующих в отношении товаров разных производителей (см. табл. 2).

Какие меры позволят обойтись без кредитования

Используя собранные данные, можно не только определиться с объемами кредитов, но и выработать комплекс решений, позволяющий привлекать меньше заемных средств. Логика проста: сокращать отсрочки платежа клиентам и, наоборот, увеличивать сроки оплаты поставщикам.

НА ЦИФРАХ. По данным управленческого баланса собственные оборотные средства торговой компании составляют 4 000 000 руб. Финансовый цикл в целом по компании – 15 дней, а товарооборот в ценах закупки – 8 590 909 руб. Соответственно, чтобы работать с поставщиками и клиентами на прежних условиях, компании требуется 4 295 455 руб. (8 590 909 руб. × 15 дн. : 30 дн.) оборотного капитала. Таким образом, потребность в финансировании на пополнение оборотных средств составляет 4 295 455 руб. (4 295 455 –  4 000 000).

Предположим, компании удалось увеличить отсрочку платежа по контрактам с поставщиками на 3 дня и на столько же уменьшить время, отведенное на оплату поставленного клиентам товара. Кроме того, до 14 дней были сокращены складские запасы. Также компания избавилась от потерь времени на доставку – еще 2 дня (разумеется, время на транспортировку никуда не денется, но вот в контракте с поставщиком можно указать, что поставкой считается дата поступления товара на склад дистрибьютора, а не момент отгрузки со склада продавца). Тогда финансовый цикл предприятия составит уже не 15 дней, а лишь 4 дня. Соответственно сумма оборотных средств, необходимых для операционной деятельности компании, будет составлять 1 145 455 руб. (8 590 909 руб. × 4 дн./ 30 дн.). Таким образом, исчезнет потребность в кредитных ресурсах.

Но, подсчитывая будущее увеличение денежного потока, нельзя упустить из виду возможные негативные последствия, связанные с изменением условий работы с поставщиками и клиентами. Это, например, рост количества просрочек платежа со стороны клиентов, возникновение просрочек перед поставщиками и т. д.

Таблица 1. Расчет финансового цикла компании, дни

Наименование контрагентаОтсрочка от поставщиковОтсрочка клиентамВремя на доставкуЗапас товаров на складеФинансовый цикл (гр. 3 + гр. 4 + гр. 5 – гр. 2)
123456
Поставщик № 1303552131
розница3026
сети4541
Поставщик № 245350144
розница30–1
сети4514
По компании в целом39 (30 × 41% + + 45 × 59%)*35 (35 × 41% + + 35 × 59%)2 (5 × 41% + + 0 × 59%)17 (21 × 41% + + 14 × 59%)15

Элементы финансового цикла в целом по компании определяются с учетом долей поставщиков в товарообороте компании, определенном в ценах закупки.

Таблица 2. Основные показатели торговой компании за месяц

Наименование контрагентаДоля в товаро-
обороте, %
Товаро-
оборот, руб.
Наценка, %Валовая прибыль, руб.*Товаро-оборот в ценах закупки, руб.Доля в товаро-
обороте в ценах закупки, %
Поставщик № 1404 000 00013474 3083 525 69241
розница702 800 00015365 2172 434 78369
сети301 200 00010109 0911 090 90931
Поставщик № 2606 000 00018934 7835 065 21759
розница704 200 00020700 0003 500 00069
сети301 800 00015234 7831 565 21731
Итого10010 000 000161 409 0918 590 909100

Валовая прибыль в рублях за месяц = Товарооборот : (1 + Наценка) × Наценка.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию