В предыдущем номере журнала мы рассказали о том, в каком порядке будут исчисляться страховые взносы, которые с 01.01.2010 вводятся вместо ЕСН. Напомним, что с этой целью принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон о страховых взносах). Заметим, что данный закон является важной, но только частью социальной и пенсионной реформ, которые проводят власти нашей страны.
Поэтому претерпели ряд изменений многие из уже существующих нормативных документов: одновременно с Законом о страховых взносах принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ (далее – Закон № 213-ФЗ). Изменены условия пенсионного обеспечения, выплаты пособий по безработице, кроме того, внесены поправки в Налоговый кодекс, в том числе не связанные с принятием Закона о страховых взносах.
В статье мы расскажем о тех новинках, которые необходимо учесть бухгалтеру в его работе.
Общие условия выплаты пособий
Уточнена продолжительность периода, в течение которого выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 6 Закона об обеспечении пособиями[1]). Такое пособие вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных
в ч. 3 и 4 ст. 6 (п. 15а ст. 34 Закона № 213-ФЗ). В прежней редакции имелась в виду инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности. Кроме того, выделенные слова исключены из данной статьи, а также из ст. 12 – отовсюду, где идет речь об инвалидах.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона об обеспечении пособиями при долечивании застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом) (выделенный текст добавлен п. 15б ст. 34 Закона № 213-ФЗ).
Обратите внимание:
Размеры пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам теперь не ограничиваются максимальным размером (п. 16, 18 и 23ж Закона № 213-ФЗ). Утратили силу ч. 5 ст. 7, ч. 2 ст. 11 и ч. 6 ст. 14 Закона об обеспечении пособиями.
Однако следует учитывать иное. В статью 14 Закона об обеспечении пособиями введен новый п. 3.1 (п. 23д ст. 34 Закона № 213-ФЗ). Из нее следует, что средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Законом о страховых взносах на день наступления страхового случая, на 365. Дело в том, что согласно п. 4 ст. 8 Закона о страховых взносах для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода[2]. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Исходя из указанного предела, в 2010 году для большинства плательщиков страховых взносов средний дневной заработок, из которого исчисляются упомянутые пособия, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365 дн.). Причем если физическое лицо работает, например, у двух работодателей, то каждый из них учитывает данный предел отдельно, без учета выплат, осуществленных другим работодателем.
Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен в ст. 16 Закона об обеспечении пособиями. В него согласно п. 1 данной статьи включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Теперь в этот стаж надо включать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ № 4468-1[3]
(в ст. 16 добавлен п. 1.1 согласно п. 25а ст. 34 Закона № 213-ФЗ).
К сведению: ранее согласно ст. 9 Закона № 136-ФЗ[4] гражданам, занятым на некоторых видах работ с химическим оружием, гарантировалась выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием в размере среднемесячного заработка независимо от стажа работы. Им также гарантировалась выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с направлением их на медицинское обследование или лечение в специализированные лечебные учреждения. Теперь указанная статья отменена (п. 9 ст. 36 Закона № 213-ФЗ).
В связи с тем что индивидуальные предприниматели и некоторые другие категории граждан, которые ранее не были плательщиками ЕСН, теперь будут уплачивать страховые взносы в общем порядке, пособия по обязательному социальному страхованию они будут также исчислять в общем порядке, как и другие категории плательщиков страховых взносов[5] (п. 16 ст. 36 Закона № 213-ФЗ).
Льготы лицам, пострадавшим от радиации
Ранее согласно п. 1 ст. 14 Закона РФ № 1244-1[6] граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1), а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа лиц, перечисленных в п. 2 ст. 13 Закона РФ № 1244-1, имели право на выплату пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100% среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год.
Теперь данная льгота отменена (п. 1а ст. 3 Закона № 213-ФЗ).
В то же время размер выплачиваемого этим гражданам пособия по временной нетрудоспособности, как и в отношении других категорий застрахованных лиц, теперь не ограничивается максимальным размером пособия, установленным федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. Соответствующие изменения внесены в п. 6 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 (п. 1б ст. 3 Закона № 213-ФЗ). Аналогичное изменение принято и для граждан, перечисленных в п. 3, 7 ч. 1 ст. 13, а также в п. 8 ч. 1 той же статьи Закона РФ № 1244-1 (здесь речь идет о пособии по беременности и родам) (п. 1б, 2 – 4 ст. 3 Закона № 213-ФЗ).
Также согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ № 1244-1 лицам, перечисленным в этой статье, гарантируется получение пособия по временной нетрудоспособности за время болезни ребенка в размере 100% среднего заработка. Теперь его размер также не ограничивается. Но распространяться данный пункт будет лишь на детей в возрасте до 15 лет, и учитываться будет только период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении (п. 5 ст. 3 Закона № 213-ФЗ).
Такие же изменения внесены в п. 9 ч. 1 ст. 2 и п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 2-ФЗ[7] (ст. 31 Закона № 213-ФЗ).
Льготы северянам
В соответствии с разд. VI Закона РФ № 4520-1[8] лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной нетрудоспособности выплачивалось пособие в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом. Сейчас этот раздел отменен (ст. 6 Закона № 213-ФЗ). Получается, что пособие северянам будет теперь, как и «нельготным» гражданам, выплачиваться с учетом страхового стажа в соответствии со ст. 7 Закона об обеспечении пособиями.
Что касается районных коэффициентов и процентной надбавки, то отмена данного раздела не означает прекращение их применения в отношении пособий по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Такого решения Правительством РФ до сих пор не принято, поэтому следует руководствоваться нормативными актами СССР, принятыми в этой части, в том числе и в отношении пособий по временной нетрудоспособности (Письмо ФСС России от 02.12.2002 № 02-18/05-8417).
Кроме того, в п. 2 ст. 8 Закона о бюджете ФСС[9] в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов. Такая норма постоянно воспроизводится в законах, определяющих бюджет ФСС на каждый период.
А вот согласно п. 2 ст. 8 Закона об обеспечении пособиями при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в ч. 1 той же статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Теперь уточнено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, но уже с учетом этих коэффициентов (п. 17 ст. 34 Закона № 213-ФЗ).
Охрана здоровья
Согласно абз. 9 ст. 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их, а также при карантине, установленном в отношении ребенка. Уточнено, что право на такое пособие возникает при карантине не любого несовершеннолетнего ребенка, а только в возрасте до семи лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, а также при карантине другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным, в соответствии с федеральным законом. Данная норма приведена в соответствие с п. 6 ст. 6 Закона об обеспечении пособиями.
Уточнено также, что находиться вместе с ребенком в интересах его лечения в больничном учреждении и получать в связи с этим пособие по временной нетрудоспособности теперь, кроме родителей и членов семьи ребенка, получил право законный представитель такого ребенка (внесены изменения в абз. 5 и 6 ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 7 Закона № 213-ФЗ).
В соответствии со ст. 21 Закона № 157-ФЗ[10] если временная нетрудоспособность была связана с поствакцинальным осложнением, граждане имели право на пособие в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы. Теперь эта льгота отменена и такое пособие выплачивается в обычном порядке (ст. 20 Закона № 213-ФЗ). Как и пособие одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет (ранее – несовершеннолетним) при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении.
«Материнские» пособия
В статье 8 Закона № 81-ФЗ[11] теперь сказано, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», – женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 6а ст. 9 Закона № 213-ФЗ).
Ранее в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включались все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС, в соответствии с гл. 24 НК РФ (п. 2 ст. 14 Закона об обеспечении пособиями). Теперь речь идет о суммах, также зачисляемых в ФСС, но рассчитываемых в соответствии с Законом № 81-ФЗ. Собственно, как и во всех других случаях определения среднего заработка, о чем в дальнейшем мы уже не будем упоминать.
Кроме того, при сравнении новой ст. 8 Закона № 81-ФЗ с ее прежней редакцией обращает на себя внимание отсутствие указания на то, что расчет делается исходя из заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Но это ничего не меняет, потому что такое же правило предусмотрено в п. 1 ст. 14 Закона об обеспечении пособиями, в данном случае просто устранено дублирование нормы.
Внесены изменения в ст. 8 Закона № 81-ФЗ, из которых следует, что размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком больше не ограничен максимальным размером (ранее он равнялся 6 000 руб.).
Его минимальные размеры равны 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (п. 8 ст. 9 Закона № 213-ФЗ).
Отметим, что порядок обеспечения пособием по уходу за ребенком теперь приведен и в Законе об обеспечении пособиями. Для этого в него введена гл. 3.1, в которую включены ст. 11.1 и 11.2. В них фактически повторены нормы ст. 13 и 14 Закона № 81-ФЗ.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком (п. 6 ст. 13 Закона об обеспечении пособиями в новой редакции, п. 2 ст. 34 Закона № 213-ФЗ).
Данное пособие выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица в отличие от пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, которые по-прежнему назначаются и выплачиваются страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (п. 2 ст. 13 Закона об обеспечении пособиями).
В случае занятости у нескольких страхователей при обращении к одному из них наряду с документами, указанными выше, застрахованное лицо представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются (п. 6 ст. 13 Закона об обеспечении пособиями).
Средний заработок для расчета пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (введены п. 5.1 и 5.2 в ст. 14 Закона об обеспечении пособиями).
Данная норма ранее присутствовала в абз. 7 п. 5 Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком[12], теперь она установлена законодательно (п. 23е ст. 34 Закона № 213-ФЗ). Полученная сумма также сравнивается с предельной величиной базы для исчисления страховых взносов, указанной в п. 4 ст. 8 Закона о страховых взносах, деленной на 12 (в 2010 году – 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12)).
«Печальные» пособия
Согласно п. 2 ст. 10 Закона № 8-ФЗ[13] в случае смерти работника или несовершеннолетнего члена его семьи организацией выплачивалось пособие на погребение при обращении лиц, имеющих право на получение такого пособия, указанных в п. 1 этой же статьи. Оно возмещается за счет средств ФСС. Теперь это пособие должен выдать и любой иной работодатель, в том числе, например, индивидуальный предприниматель, если он являлся страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего (п. 2а ст. 11 Закона № 213-ФЗ).
Дополнено также, что, если умер страхователь (имеется в виду физическое лицо) или несовершеннолетний член его семьи, обращаться за пособием надо в территориальный орган ФСС, где он был зарегистрирован в качестве страхователя (п. 2в ст. 11 Закона № 213-ФЗ).
Персонифицированный учет
В статью 1 Закона о персонифицированном учете[14] введено новое понятие – отчетный период. Это период, за который страхователь представляет в территориальный орган ПФ РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (п. 1б ст. 12 Закона № 213-ФЗ). Это означает, что с 01.01.2010 сдавать индивидуальные сведения на застрахованных лиц надо будет не раз в год, а чаще.
Действительно, ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) (п. 4а ст. 12 Закона № 213-ФЗ). Так изменен абз. 1 п. 2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете.
При этом также ежеквартально представляются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у страхователя застрахованных лиц (изменен пп. 10 п. 2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).
Однако физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, сведения о себе должно представлять по-прежнему
до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом – уточнен п. 5 ст. 11 Закона о персонифицированном учете) (п. 4б ст. 12 Закона № 213-ФЗ).
Обратите внимание:
Согласно п. 12 ст. 37 Закона № 213-ФЗ в целях представления указанных сведений отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Поэтому страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 01.02.2011.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 6 Закона о персонифицированном учете в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, открытого на него Пенсионным фондом, указывается, в частности, сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
Теперь уточнено, что для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо. Для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса. Последней в специальной части индивидуального лицевого счета указывается сумма взносов, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии, которая учитывается по тарифу 6,0 процентных пункта (п. 2 ст. 12 Закона № 213-ФЗ).
Напомним, что согласно п. 2 ст. 12 и ст. 53 Закона о страховых взносах величина отчислений в Пенсионный фонд составит с 2011 года 26 процентных пунктов, а в 2010 году – 20.
Правда, непонятно, как это согласуется с тем, что ряду категорий страхователей на 2010 год установлены ставки отчислений в Пенсионный фонд, величина которых меньше 16 процентных пунктов (см. ст. 53 Закона о страховых взносах).
Сведения о застрахованных лицах, как и расчеты по страховым взносам, придется в обязательном порядке передавать в электронном виде, если они представляются на 50 и более работающих у страхователя застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) (п. 3б ст. 12 Закона № 213-ФЗ). Соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 8 Закона о персонифицированном учете. Но переходного периода в данном случае не предусмотрено, этот порядок будет действовать с 01.01.2010.
Изменения в Налоговом кодексе
В абзаце 7 п. 8 ст. 217 НК РФ сказано, что не облагается НДФЛ единовременная материальная помощь, оказываемая работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка). Теперь уточнено, что эта материальная помощь освобождается от налогообложения, только если она выплачена в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка
(п. 1б ст. 24 Закона № 213-ФЗ).
Из части 2 ст. 255 НК РФ исключен п. 15, согласно которому в расходы на оплату труда включались суммы доплаты до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленные законодательством РФ (п. 3а ст. 24 Закона № 213-ФЗ). Как мы указывали выше, в некоторых случаях ограничения по максимальному размеру пособия по временной нетрудоспособности теперь сняты и сумма превышения сейчас полностью возмещается за счет средств ФСС.
Согласно новой редакции абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ в расходы по налогу на прибыль включаются затраты работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Как и взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, они учитываются в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (п. 3б ст. 24 Закона № 213-ФЗ).
Ранее налоговики вообще отказывали налогоплательщикам в том, чтобы учитывать расходы по договорам об оказании работникам медицинских услуг за счет работодателя, на основании п. 29 ст. 270 НК РФ. Исключением могли быть затраты на проведение медицинских осмотров тех работников, для которых согласно законодательству они являются обязательными и осуществляются в соответствии с установленным им порядком, при их надлежащем документальном оформлении и удовлетворении требованиям ст. 252 НК РФ. Причем данные затраты относятся к прочим расходам, учитываемым согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 16.08.2006 № 20-12/72394).
Таким образом, по нашему мнению, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, с 01.01.2010 будут учитываться в расходах с учетом указанного выше ограничения в 6%, за исключением тех медицинских услуг (на медосмотры), которые могут быть учтены в расходах на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, но уже без ограничения.
В пункт 6 ст. 259 НК РФ внесено изменение, необходимость которого напрямую связана с отменой гл. 24 НК РФ (п. 4 ст. 24 Закона № 213-ФЗ). Согласно данному пункту организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. Такими организациями признавались те, которые соответствовали условиям, перечисленным в п. 7 и 8 ст. 241 НК РФ, входящей именно в гл. 24 НК РФ. Теперь непосредственно в п. 6 ст. 259 НК РФ включена расшифровка того, какие организации могут считать себя осуществляющими деятельность в области информационных технологий.
При этом расчет доли доходов от выполнения соответствующих видов работ в общей сумме доходов будет производиться по итогам не девяти месяцев предыдущего года, а отчетного (налогового) периода. То есть получается, что, если соответствующая организация по результатам, например, I квартала, удовлетворяет данному условию,
со II квартала она не применяет установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации. Ранее такой порядок был предусмотрен для вновь созданных организаций.
Аналогично контролируется численность работников организации, которая должна составлять не менее 50 человек по итогам отчетного (налогового) периода.
В статье 324.1 НК РФ несколько изменен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 24 Закона № 213-ФЗ). Для определения предельной сметы и ежемесячного процента отчислений в этот резерв налогоплательщик должен был составлять расчет, в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН.
ЕСН отменен, такой расчет по-прежнему составляется, в нем теперь, как догадываются читатели, надо учитывать суммы страховых взносов, но уже включая (внимание!) суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
«Спецрежимники», применяющие ЕСХН и УСНО (с объектом налогообложения «доходы минус расходы»), поскольку они теперь станут плательщиками страховых взносов, получили право учитывать их в расходах (п. 9 и 11 ст. 24 Закона № 213-ФЗ). Внесены изменения в пп. 7 п. 2 ст. 346.5 и пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
«Упрощенцы», у которых объект налогообложения – «доходы», вместо этого, согласно п. 12 Закона № 213-ФЗ, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов (всех, включая взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а не только в Пенсионный фонд, как ранее) (изменен абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
Аналогично поступают и «упрощенцы» на патенте при оплате оставшейся стоимости патента согласно п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ (п. 14 ст. 24 Закона № 213-ФЗ), а также налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ) (п. 14 и 16 ст. 24 Закона № 213-ФЗ).
[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
[2] Эта величина ежегодно индексируется.
[3] Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
[4] Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
[5] Отменен Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».
[6] Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
[7] Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
[8] Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
[9] Федеральный закон от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
[10] Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
[11] Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
[12] Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России № 270, ФСС России № 106 от 13.04.2007.
[13] Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
[14] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Начать дискуссию