На «упрощенке» можно выбрать, каким способом уменьшать налог на взносы
Применяя «упрощенку» с объектом «доходы», компания может уменьшить налог на сумму исчисленных за тот же период и уплаченных пенсионных взносов. Однако из кодекса совсем не ясно, когда учитывать взносы, если они перечислены за пределами отчетного или налогового периода. Минфин и ФНС в очередной раз предложили два совершенно разных варианта расчета. Право на существование имеют оба способа. Но, чтобы снизить риски, выбранный вариант лучше закрепить в учетной политике.
Предположим, сумма начисленных взносов за октябрь–декабрь составила 300 рублей – по 100 рублей за каждый месяц. Сумма перечисленных в этом периоде страховых взносов – 350 рублей (в октябре за сентябрь 150 рублей, в ноябре за октябрь 100 рублей, в декабре за ноябрь 100 рублей). Взносы за декабрь в размере 100 рублей компания перечислит в бюджет в январе следующего года. Нужно определить, какую сумму взносов можно учесть при расчете налога за год.
Вариант № 1: взносы уменьшают налог в периоде их уплаты. То есть независимо от того, за какой период взносы начислены. Такой позиции придерживаются в Минфине России (письмо от 01.10.09 № 03-11-11/193). Сумма взносов, уменьшающих единый налог, составит 350 рублей (150 + 100 + 100). Взносы за декабрь, которые будут уплачены в январе, то есть за пределами налогового периода, компания сможет учесть при расчете налога за первый квартал следующего года.
Вариант № 2: взносы уменьшают налог в периоде их начисления. ФНС России настаивает, что налог можно уменьшить на все страховые взносы, исчисленные за период с 1 января по 31 декабря. Но только после того, как они фактически уплачены (письмо от 28.09.09 № ШС-22-3/743@). То есть в нашем примере сумма взносов, которые сможет учесть компания при расчете налога за год, составит 450 рублей (150 + 100 + 100 + 100). Но у этого способа есть один недостаток. Если взносы за декабрь перечислить после сдачи годовой декларации, то, по мнению ФНС, придется подать за 2009 год «уточненку».
ФНС довела такую позицию до инспекций. Но полномочия по разъяснению налогового законодательства все-таки принадлежат Минфину, и некоторые налоговики предпочитают следовать позиции министерства. Поэтому безопаснее уточнить, что думает ваш инспектор.
Можно/нельзя, опасно/безопасно
МОЖНО НЕ СДАВАТЬ В ИНСПЕКЦИЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ НА «УПРОЩЕНКЕ»
Сдавать обязательно, только если обязанность по составлению и представлению бухотчетности закреплена в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). А компании на «упрощенке» могут бухучет в полном объеме не вести. Значит, и обязанности представлять бухгалтерскую отчетность у них нет, даже если по собственной инициативе бухучет ведут. Не спорят с этим и в ФНС России (письмо от 15.07.09 № ШС-22-3/566@).
НЕЛЬЗЯ УЧЕСТЬ В РАСХОДАХ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НЕОПРИХОДОВАННОЕ СЫРЬЕ
Затраты на покупку сырья с этого года можно включить в расходы в момент его оплаты. Это теперь прямо следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. Однако расходы при этом должны быть фактически осуществлены. Таково требование пункта 2 статьи 346.16 кодекса. Следовательно, чтобы включить стоимость сырья в затраты, компании необходимо не только оплатить его поставщику, но получить и оприходовать на склад.
ОПАСНО НОВОЙ КОМПАНИИ ЗАЯВЛЯТЬ О ПЕРЕХОДЕ НА «УПРОЩЕНКУ» ПОЗЖЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ДНЕЙ
Созданная компания может подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение пяти рабочих дней с момента создания (ст. 6.1, п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Если опоздает, налоговики наверняка откажут в переходе на спецрежим. Отстоять свое право на «упрощенку» скорее всего получится только в суде (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.09 № А55-16471/2008).
БЕЗОПАСНО УЧИТЫВАТЬ В РАСХОДАХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ «УПРОЩЕНКИ» ОГНЕТУШИТЕЛИ
Расходы на обеспечение пожарной безопасности, которые обязательны по законодательству, учитываются на «упрощенке» (подп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом первичные средства пожарной защиты, к которым относятся и огнетушители, должны находиться в полной исправности (ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ). А значит, компании на «упрощенке» обязаны их приобретать по закону и, следовательно, вправе учитывать в расходах.
В книге учета отражают только часть пособия по нетрудоспособности
Налог по «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» можно уменьшить на расходы по выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). И хотя фактически компания изначально выдает больничные полностью из собственных средств (часть пособия Фонд соцстраха ей возмещает позже), налог можно уменьшить не на всю сумму пособия. А лишь на ту часть, которую компания оплачивает по закону за свой счет.
Отсюда и особенность заполнения книги учета. В графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» отражают только сумму выплаченного за счет средств работодателя пособия. В аналогичном порядке в книге показывают и сумму перечисленного налога на доходы физических лиц
Суммы пособия, возмещенные ФСС России, налог по «упрощенке» не уменьшают, расходами компании не являются и в книге учета не фиксируются.
Налог на прибыль и «упрощенка»
ИДЕЯ № 1. МОЖНО ОТСРОЧИТЬ УПЛАТУ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ГРУППЕ КОМПАНИЙ С ПОМОЩЬЮ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ
Чтобы перенести уплату налога на прибыль на более поздний период, компании, входящие в один холдинг, могут воспользоваться резервом сомнительных долгов. Одна компания, у которой создан такой резерв, продает другой товары, работы или услуги. При этом в договоре устанавливается короткий срок оплаты. Вторая компания деньги в срок не перечисляет как можно дольше.
НАПОМНИМ. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации «дебиторки». По долгам со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в резерв включается 50 процентов от их суммы. По долгам со сроком возникновения свыше 90 календарных дней – их полная сумма. Срок надо отсчитывать со дня, следующего за тем, когда задолженность стала просроченной. И до последнего дня отчетного (налогового) периода. При этом размер резерва ограничен 10 процентами от выручки компании. Создание резерва нужно отразить в учетной политике.
Через 90 календарных дней после того, как прошел срок оплаты по договору, первая компания сможет включить в расходы в налоговом учете задолженность полностью, а значит, уменьшить и налог на прибыль. В свою очередь вторая компания, которая получила товары, материалы или услуги, сможет включить их стоимость в расходы, если, конечно, она работает по методу начисления.
Рано или поздно долг все равно придется оплатить, а значит, первой компании придется включить ранее списанную задолженность во внереализационные доходы. Но сделать это можно в любой нужный момент, например в том отчетном периоде, когда у компании существует сезонный спад продаж, намечается убыток и есть намерения его не допустить.
ИДЕЯ № 2. ЗАРАНЕЕ ПЕРЕЙТИ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НА СЛУЧАЙ, ЕСЛИ КОМПАНИЯ СЛЕТИТ С «ВМЕНЕНКИ»
У компании на «вмененке» в будущем могут появиться новые направления деятельности, которые на ЕНВД не переводятся. Или ее прежняя деятельность может перестать подпадать под «вмененку». Если такое случается в течение года и не связано с изменениями в законодательстве, то, по мнению чиновников, компания должна платить налоги по общей системе и перейти на «упрощенку» посередине года в таких случаях нельзя (письма Минфина России от 10.05.06 № 03-11-04/2/100, ФНС России от 03.08.06 № 02-6-10/55@).
Спорить с этим можно. С начала того месяца, в котором у компании прекратилась обязанность по уплате ЕНВД, она вправе перейти на упрощенную систему. Сделать это позволяет пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса. Причем независимо от того, по какой причине компания утратила право применять ЕНВД. Подтверждают это и суды (постановления федеральных арбитражных судов Центрального округа от 19.03.09 № А48-2029/08-8, Северо-Кавказского округа от 13.02.09 № А32-22122/2006-51/313-2008-25/8-19/164).
Но чтобы избежать споров, можно заранее на всякий случай подать до 30 ноября в инспекцию по местонахождению головного офиса заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Тогда в следующем году, когда у компании появятся «невмененные» виды деятельности, по ним можно будет сразу платить «упрощенный» налог. Налоговый кодекс этого не запрещает (п. 4 ст. 346.12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Тем временем в мире
В ИТАЛИИ НАЛОГОВЫЕ НЕДОИМКИ ПРОСТЯТ ПОЧТИ ДАРОМ
Гражданам и некоммерческим организациям предложено до 15 апреля 2010 года добровольно задекларировать сокрытые доходы, уплатить штраф – 5 процентов от этой суммы и избежать уголовной ответственности. По результатам амнистии власти рассчитывают пополнить казну на 4,5 млрд евро (197,85 млрд рублей). Противники амнистии заявили, что штраф слишком маленький: «Мафиози скажут вам спасибо».
Как у нас. От уголовной ответственности не спасает иногда даже то, что налоговую недоимку, из-за которой возбуждено дело, арбитражный суд ранее признал необоснованной.
В ЛАТВИИ ВВЕДУТ НАЛОГ НА БЕЗДЕТНОСТЬ И ОГРАНИЧАТ ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ
Официальное объяснение нововведений – «ради демографии». Но более прозаичная причина – экономика страны на грани финансового краха, и все средства пополнения казны хороши. Причем деньги госбюджету сэкономят и «детные» латвийцы. Со следующего года декретные пособия будут рассчитывать не с полной зарплаты, а с 80 процентов от нее. А еще установят потолок на пособия – 350 латов (около 22 тыс. рублей). Это, по расчетам чиновников, позволит сэкономить 39,1 млн латов (около 2,44 млрд рублей).
Как у нас. Рождаемость наверняка пойдет в рост: детские и декретные вырастут.
В БЕЛАРУСИ ПОДЕЛИЛИ КОМПАНИИ НА ТРИ ГРУППЫ РИСКА
Указом президента Александра Лукашенко предусмотрен переход к налоговому контролю по так называемым группам риска. Компании, отнесенные к высокой группе (для попадания в нее достаточно показывать убытки в течение года, два раза за год не заплатить налог и т. д.), будут проверять ежегодно. Компании, которые, к примеру, резко стали платить налогов меньше, окажутся в средней группе риска. Их будут проверять раз в три года. Остальных – не чаще одного раза в пять лет.
Как у нас. Выбрать претендентов на выездную проверку ФНС доверила компьютерам. Чем больше баллов наберет компания, тем больше у нее шансов встретиться с налоговиками у себя в офисе.
ФНС назвала 43 причины прийти в компанию с выездной проверкой
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ Высокий риск, если внереализационные расходы значительно больше выручки
Инспекторы будут сравнивать бухотчетность с декларацией по НДС и «дебиторкой»
В скором будущем выбирать, к какой компании налоговикам идти с проверкой, будут компьютеры. Федеральная налоговая служба направила внутренним документом в адрес управлений так называемое досье рисков. Это специальная программа «ВНП-отбор», которую планируют установить во всех инспекциях. В ней перечислены признаки, в той или иной мере подсказывающие налоговикам, что в компании возможны налоговые нарушения. Нам удалось ознакомиться с досье.
Каждому признаку в программе присвоен определенный коэффициент «опасности»: минимальный – 0,2, максимальный – 3,0. Чем выше общий результат по компании, тем больше в ней потенциальных нарушений. Всего компания может набрать 68,3 балла по 43 показателям. Правда, какой порог считается критическим, ФНС не назвала. Как говорят сами налоговики, здесь они уже будут действовать исключительно по субъективному мнению. Программа призвана лишь направить на верный путь. Большинство критериев классические: представление нулевых деклараций, убытки и т. п. Но есть и специфические.
По налогу на прибыль. Самыми «говорящими» здесь являются значительное превышение внереализационных расходов над выручкой, а также снижение налоговой нагрузки при росте выручки. При таких признаках программа присвоит компании высокий коэффициент.
Есть и менее серьезные. Например, расхождения между декларацией и бухгалтерской отчетностью, книгой продаж и другими регистрами. А также увеличение кредиторской задолженности или прирост основных средств при условии, что эти показатели значительно опережают рост выручки.
По НДС. Самый высокий коэффициент присваивается компаниям, у которых выручка по данным бухгалтерской отчетности выше налоговой базы в декларации по НДС, и эта разница превышает «дебиторку».
Другие признаки менее значительные. Например, программа присваивает дополнительные баллы, если сумма авансов, полученных в счет предстоящих поставок, меньше размера кредиторской задолженности, указанного в бухгалтерской отчетности, или если доля вычетов превышает средний показатель.
По ЕСН. Чтобы обнаружить занижение по этому налогу, программа проверит данные по формам 2-НДФЛ. В частности, важно, насколько суммарный доход сотрудников по справкам превышает размер налоговой базы по ЕСН: чем больше разница, тем выше вероятность проверки.
Банки требуют поручительства главбухов за кредиты компаний
Из-за роста просрочки по кредитам банки ужесточают правила кредитования компаний. В числе таких мер теперь на первом месте – личное поручительство главного бухгалтера. Это показал опрос банков, проведенный «УНП». Если раньше, по словам банкиров, такие требования были скорее экзотикой, то сейчас личное поручительство руководителя финансовой службы заемщика должно дисциплинировать. Правда, такие требования могут выдвинуть, только если компания недостаточно надежна с точки зрения банка.
Если в компании-заемщике только один учредитель, банк наверняка запросит дополнительное обеспечение в виде поручительства главбуха. К примеру, в ряде случае такие требования выдвигает банк ВТБ24, особенно если у компании нет ликвидного имущества. В Сбербанке России похожие правила, но другие основания. Там нам пояснили, что личная ответственность главбуха может потребоваться, когда в балансе организации не отражено имущество, указанное в заявке, к примеру числится за филиалом или передано управляющей компании. А Промсвязьбанк рассмотрит главбуха в качестве поручителя, если это откажется сделать генеральный директор. Другие банки, напротив, настаивают, что поручиться по кредиту может только собственник организации (Уралсиб, Абсолют банк), а не наемный работник.
Если главбух все же примет решение поручиться за компанию, то лучше учесть возможные риски. Если компания не сможет расплатиться с долгом, то банк имеет право потребовать полную сумму, включая проценты, судебные и другие издержки, с поручителей (п. 2 ст. 363 ГК РФ). Кроме того, поручительство является потенциальным обязательством. Поэтому если главный бухгалтер захочет оформить себе кредит, то банк может снизить сумму, повысить проценты или вовсе отказать в займе.
Статья напечатана в газете "УНП" № 41, 2009
Комментарии
7Действительно. И для чего вообще изучать всякие там Кдесы или читать подобные статьи.
Уточнил у инспектора и - никаких забот. Остаётся только выяснить, что такое "наш инспектор"...