Учет в строительстве

Проверки компаний, привлекающих иностранцев

Установлен новый порядок проведения проверок работодателей и иностранных работников. Для строительных организаций, которые традиционно являются объектом пристального внимания со стороны Федеральной миграционной службы, знать его необходимо.

Сфера действия и полномочия расширены

Совместным приказом от 30 апреля 2009 г. МВД России № 338 и ФМС России № 97 был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства... (далее - Регламент, документ начал действовать 28 июня 2009 года). Прежний регламент отменен приказом ФМС России от 30 апреля 2009 г. № 98.

Новый документ, в отличие от ранее действовавшего, охватывает большую область применения (перечень проверяемых объектов существенно пополнен) и прямо предусматривает участие милиции в контроле. В нем четко определены сроки и последовательность действий при проведении различных проверок, установлены права и обязанности проверяющих и работодателей, правила оформления результатов проверки, а также порядок обжалования принятых решений и допущенных проверяющими нарушений.
 


Что проверяют

Разберемся сначала с основными вопросами: какие органы и что именно имеют право проверить.


ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТЫ КОНТРОЛЯ

Объектами проверки являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, заказчики работ (услуг), а также транспортные средства (включая маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта) и места пребывания (проживания) иностранных граждан.

Обращаем внимание на то, что проверки проводятся в отношении юридических лиц (вне зависимости от форм собственности, включая иностранные компании, их филиалы и представительства), привлекающих или допускающих к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующих труд иностранных граждан.

При этом к юридическим лицам относятся не только организации, являющиеся для иностранных граждан работодателями, но и организации, на территории которых (в зданиях и помещениях, на земельных участках, принадлежащих организации или используемых ею) осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами. А также организации, предоставившие указанным гражданам средства транспорта.

Кроме того, проверке подлежат организации:
- выступающие в качестве принимающей стороны или сообщившие о себе сведения в ФМС России как о стороне, принимающей иностранного гражданина;
- обязанные обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства третьими лицами, организующими деятельность с использованием их имущества, или в иных случаях, когда такая обязанность установлена законодательством РФ.

Предметом контроля является соблюдение установленных законодательством требований (по оформлению разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы; по порядку обязательного уведомления уполномоченных органов о приеме на работу иностранных граждан; по направлению достоверной информации, необходимой для осуществления миграционного учета, и др.).

Таким образом, государственный контроль охватывает все аспекты, связанные с привлечением и приемом на территории России иностранных граждан.
 


КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

В пункте 9 Регламента указано, что контроль и надзор осуществляется сотрудниками и государственными гражданскими служащими подразделений системы ФМС России и сотрудниками органов внутренних дел РФ в пределах своей компетенции. При этом данные службы взаимодействуют друг с другом. Координаты органов ФМС и МВД по субъектам РФ приведены в приложениях № 1 и № 2 к Регламенту.

Привлечение к участию в проверке сотрудников органов внутренних дел допускается при необходимости оказания содействия сотрудникам подразделений миграционной службы, проводящим проверку.

В частности, в случаях реального или возможного воспрепятствования их законной деятельности либо в целях повышения эффективности и получения наиболее полных результатов, обеспечения мер безопасности указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей и др. (п. 50 Регламента).

 

КОМУ ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ?

Основаниями для проведения выездной проверки являются:
- наличие сведений об объекте в плане проведения проверок;
- осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом определений об устранении выявленных ранее нарушений;
- поступление информации о нарушении миграционного законодательства РФ;
- непосредственное выявление факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением положений миграционного законодательства РФ и др.
Виды и сроки проверок

Проверка - это совокупность действий должностных лиц подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел, связанных с контролем за исполнением проверяемым объектом требований миграционного законодательства РФ в связи с нахождением иностранного гражданина на территории России, осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по ее результатам.

Виды проверок. Проверки, проводимые подразделениями ФМС России, бывают двух видов - выездные и документарные (п. 21 Регламента). Заметим, что раньше такого деления не было.

В свою очередь, выездная проверка может быть плановой или внеплановой. Кроме того, такая проверка может быть совместной.

Выездная проверка может осуществляться:
- в отношении юридических лиц;
- в местах проживания (или пребывания) иностранных граждан;
- в местах фактического осуществления иностранцами трудовой деятельности;
- на транспортных средствах.

Документарная проверка проводится в случае получения подразделением ФМС России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение.

Проверка осуществляется на основании распоряжения (перечень должностных лиц ФМС России, уполномоченных на издание распоряжения о проведении проверки, приведен в п. 28 Регламента).

Если имеются основания полагать, что в процессе проведения проверки могут быть выявлены нарушения, не относящиеся к компетенции миграционной службы, издается распоряжение о проведении совместной проверки (например, при нарушении налогового законодательства или санитарного законодательства).

Сроки. Выездная проверка проводится не более семи дней (п. 15 Регламента). Срок проверки, в том числе проводимой с участием сотрудников органов внутренних дел, может быть продлен на семь дней.

При этом участие «силовых» сотрудников в выездной проверке при продлении сроков ее проведения согласовывается с руководителем соответствующего органа внутренних дел.

Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) - 14 дней.

Документарная проверка проводится в срок до одного месяца (п. 16 Регламента). Вместе с тем допускается ее продление на один месяц.

Проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении. А вот завершена она может быть раньше установленного срока.

Продление проверки возможно: при необходимости изучения значительного объема проверяемой информации; при непредставлении проверяемым юридическим лицом документов в установленный срок; при необходимости запроса и изучения дополнительных документов и материалов.

В соответствии с пунктом 19 Регламента контроль осуществляется по месту проведения проверки либо по местонахождению подразделения системы ФМС России и (или) МВД России.
 


Как проводятся проверки

Как уже отмечалось, основанием для проведения проверки является соответствующее распоряжение. В нем обязательно указываются: объект проверки; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; перечень необходимых документов; даты начала и окончания проведения проверки.
 


ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА

В ходе проверки проводятся различные действия:
- выезд по адресу расположения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;
- осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства РФ. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. Регламент допускает использование при осмотре фото- и видеосъемки. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. При составлении протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись;
- запрос о предоставлении дополнительной информации;
- изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе проверки;
- получение устных пояснений;
- фиксирование выявленных фактов нарушения миграционного законодательства РФ и др.

Таким образом, после вручения копии распоряжения и ознакомления представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями проверяющие приступают непосредственно к проверке, а также к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра территории по адресу проведения проверки. Данные сравниваются с информацией, полученной от представителя проверяемого объекта и иных организаций, органов государственной власти, а также со сведениями, имеющимися в подразделениях системы ФМС России.

У лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта, могут быть потребованы документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие законность пребывания на территории РФ и т. д.

У организации могут потребовать:
- документы о государственной регистрации;
- сведения о юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте (помимо самой организации), и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу;
- документы и сведения, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства РФ в отношении иностранных граждан и иностранных работников;
- иные сведения и документы, необходимые для целей проводимой проверки.
 


ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Проверка проводится сотрудниками подразделений системы ФМС России по местонахождению данных подразделений без выезда на проверяемый объект. Такая проверка осуществляется на основании имеющихся сведений (в том числе содержащихся в информационных базах данных), а также полученных по запросу.

Проведение проверки включает в себя:
- направление проверяемому объекту запроса о предоставлении документов и информации;
- направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемых объектов;
- анализ полученных документов и информации;
- составление акта;
- ознакомление представителя проверяемого объекта с актом проверки.

В случае выявления при проверке (любого вида) нарушений законодательства в иных областях материалы о них направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента обнаружения, а по уголовным составам преступления - незамедлительно (п. 25 Регламента).

 

ПРАВА ПРОВЕРЯЕМОГО

Представитель проверяемого объекта имеет право:
- присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
- представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по его мнению, для включения в акт проверки;
- обжаловать в установленном порядке действия сотрудников, осуществляющих проверку;
- знакомиться со всеми материалами проверки;
- направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.

Такие правила установлены пунктом 60 Регламента.
Оформление результатов проверки

По результатам проводимой сотрудниками ФМС проверки, согласно пункту 64 Регламента, составляется акт (ранее составлялся только протокол об административном нарушении). Его оформление обязательно при проведении как выездных, так и документарных проверок. Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Документ оформляется в двух экземплярах: первый направляется с уведомлением о вручении представителю проверяемого объекта, второй приобщается к материалам проверки. В акте (кроме общих обязательных данных) указываются сведения:
- о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства РФ, об их характере и о лицах, допустивших нарушения;
- об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом лиц (руководителя или уполномоченного представителя юридического лица и др.), присутствовавших при проведении проверки;
- о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала. Отметим, что необходимость наличия такого журнала установлена в пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, действие которого распространяется и на проверки соблюдения миграционного законодательства. Журнал ведется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 (приложение 4).
 


Какие меры применяются к нарушителям

По результатам проведенной проверки могут быть приняты следующие виды решений (п. 72 Регламента):
- о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений и информации, указывающих на нарушение миграционного законодательства РФ со стороны проверяемого объекта;
- о назначении проверки в отношении иного объекта в связи с поступлением в ходе проводимой проверки информации о нарушениях им миграционного законодательства;
- о прекращении проверки и направлении ее материалов в органы Прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и иные органы государственной власти в связи с выявлением признаков составов преступлений и административных правонарушений на проверяемом объекте;
- о продлении срока проведения проверки;
- о составлении протокола об административном правонарушении или возбуждении дела о таком правонарушении.

Ответственность за невыполнение законодательных требований установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (подробнее об ответственности за нарушение правил миграционного законодательства читайте в журнале "Учет в строительстве" №10, 2009).

Обратите внимание на следующий момент. Ранее протокол об административном правонарушении, выявленном в ходе проверки, мог составить только сотрудник миграционной службы. Теперь составление таких протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, согласно пункту 9 Регламента, осуществляется:
- должностными лицами подразделений иммиграционного контроля, противодействия незаконной миграции и иными полномочными должностными лицами системы ФМС России;
- участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, патрульно-постовой службы, должностными лицами дежурных частей и иными полномочными должностными лицами органов внутренних дел РФ.
 


Порядок обжалования

Анализ процедурных положений об обжаловании, установленных Регламентом (п. 80-92), свидетельствуют о том, что они в первую очередь направлены на защиту интересов граждан.

Однако данное обстоятельство отнюдь не означает, что юридические лица не могут обжаловать действия (бездействия), а также решения должностных лиц и органов ФМС и МВД России. Такое обжалование возможно как в административном (через вышестоящую инстанцию), так и в судебном порядке.
В заключение отметим, что разобраться в механизме осуществления контроля над соблюдением организациями, использующими труд иностранных работников, норм миграционного законодательства поможет блок-схема, наглядным образом иллюстрирующая положения рассмотренного документа (она приведена в приложении № 3 к Регламенту).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №11, ноябрь 2009 г.

 

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Импорт

Кабмин взялся за обувной контрафакт и незаконный ввоз самоходной техники

Первый вице-премьер Денис Мантуров провел заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Взлеты и падения недели

Неделя прошла под зеленым флагом геополитических новостей и отчетностей эмитентов.

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика

Пример еще одного дела о дроблении, когда налоговики доказывали дробление с помощью сайта налогоплательщика и отзывов клиентов в Интернете, рассмотрел АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.02.2025 № А53-47317/2023.

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Россия и страны ШОС готовят план общих инвестпроектов

Страны Шанхайской организации сотрудничества утвердили дорожную карту для реализации совместных инвестиционных проектов. Решение принято в ходе первого заседания Ассоциации инвесторов ШОС в Астане. Участники обсудили меры поддержки капиталовложений, включая цифровую экономику и устойчивое развитие.

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф теперь стоит всего 6 тысяч рублей

Команда «Клерк» изменила правила игры — пересмотрели ценовую политику на наш главный продукт — Клерк.Премиум. Сделали профессиональные знания доступными каждому бухгалтеру. Теперь Клерк.Премиум — подписка, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф — 6 000 руб. Это не скидка, а новая цена!

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф  теперь стоит всего 6 тысяч рублей
7
НДС на УСН

У концессионеров на УСН нет ни освобождения, ни льготных ставок НДС

Независимо от применения УСН концессионеры обязаны выполнять обязанности плательщика НДС. Они должны выставлять счета-фактуры и вести отдельный учет операций по каждому соглашению. Льготные ставки и освобождение от налога для таких сделок не действуют.

Светлана

Путевой лист

Добрый день! Заполняю путевой лист и выходит ошибка:

image.png

Почему программа ругается на время?
При этом другие документах время не указано

------------------------------------------------------------------------...

Читать полностью

С завышенными тарифами ФАС борется дисквалификацией

Более 29 млрд рублей необоснованных расходов исключены из тарифов ЖКХ и вывоз мусора в 2024 году. Такие результаты стали возможны после передачи территориальным органам контроля полномочий по проверке экономической эффективности тарифообразования.

Инвестиции

Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь

Поскольку капитал уже существенный, вижу смысл считать, какой пассивный доход приносит портфель. Я решил ежемесячно подсчитывать, какая зарплата капает с акций, облигаций и депозита.

Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь
Увольнение

Роструд развеял основные мифы про увольнение

Ведомство продолжает разбирать популярные заблуждения о трудовых отношениях.

Самозанятые

СФР: более 50 тысяч самозанятых добровольно формируют свою будущую пенсию

За 2024 год почти 53 тысячи самозанятых, применяющих налог на профессиональный доход (НПД), сделали добровольные взносы на свою пенсию. В общей сложности они перечислили 1,2 млрд рублей.

Фиксированные взносы 2024 года не уменьшают налог по УСН в 2025-м. 👀«Ночной бухгалтер» № 1896

Вам могло показаться, что это не так, но нет — все верно. Взносы ИП за 2024 год в 2025 учитывать при расчете единого налога уже нельзя. И, конечно, заходим почитать, что пятничного на «Клерке».

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Цифра приходит в ЖКХ: стартовал пилотный проект ФГИС «Тариф»

В 2025 году в ряде регионов России стартует тестирование федеральной государственной информационной системы «Тариф». Первыми участниками пилотного проекта станут Татарстан и Челябинская область.

Минфин рассмотрел последствия исключения недвижимости из регионального перечня для налога по кадастровой стоимости

Для недвижимости, исключенной из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, налоговая база будет определяться как среднегодовая стоимость имущества. Это правило действует с начала соответствующего налогового периода и закреплено в НК.

Налоговые льготы проверят на эффективность. Глава Счетной палаты: «там огромные деньги»

Счетная палата запланировала аудит льгот, направленных на поддержку экономики и технологического суверенитета. Налоговые льготы стоимостью почти 12 трлн рублей будут проверены на соответствие государственным задачам.

АУСН

ИП на АУСН не платит страховые взносы за себя. Но есть исключение

Предприниматели, перешедшие на автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН), не платят страховые взносы за себя. Речь идет о платежах на медицинское, пенсионное и социальное страхование — для них установлены нулевые тарифы.

Старый или новый ОКТМО обособки в декларации по прибыли: ФНС внесла ясность

При наличии обособленных подразделений при заполнении декларации по налогу на прибыль организаций указывают соответствующий ОКТМО обособки.

Хотим провести налоговую конференцию онлайн. Какую платформу выбрать?

В июле мы в Клерке планируем провести важную налоговую онлайн-конференцию и сейчас перед нами стоит сложный выбор платформы. Делимся своими мыслями и очень ждём ваших советов!

1
Кадры

Роструд отчитался об успешной работе алгоритма «Без проверки»

С помощью алгоритма по работе с обращениями граждан «Без проверки» в 2024 году инспекциям труда (ГИТ) удалось защитить трудовые права 123 тысяч работников, избежав контрольно-надзорных мероприятий.

Обучение для бухгалтеров

Как рассчитать туристический налог и составить по нему декларацию

С 1 января 2025 года в России действует туристический налог. Разбираемся, кто должен его исчислять, как определить налоговую базу и предоставить отчетность.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

Бухгалтеры

💢 «Клерк» запустил открытый канал для всех бухгалтеров и подписчиков Клерк.Премиум

Создали телеграм-канал для бухгалтеров с премиальной поддержкой от Клерк.ру. 300 подписчиков уже с нами за два дня, присоединяйтесь!

1