Бухгалтерия

Ответы на вопросы читателей газеты "УНП"

«…У нас угнали один из служебных автомобилей. Какие документы должны быть у нашей компании, чтобы освободиться от транспортного налога на период розыска машины?..»

Справка из милиции освободит машину от транспортного налога

«…У нас угнали один из служебных автомобилей. Какие документы должны быть у нашей компании, чтобы освободиться от транспортного налога на период розыска машины?..»

Из письма главного бухгалтера Романа Крюкова,
г. Псков

Роман, автомобили, которые находятся в розыске, не облагаются транспортным налогом. Это следует из подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса. А документом, который это подтверждает, является справка об угоне, выданная органом внутренних дел, который ведет дело. Инспекторы на местах, как правило, требуют представить подлинник такой справки. Ни подпункт 7 пункта 2 статьи 358 кодекса, ни пункт 17.4 Рекомендаций (утв. приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177) в подобных случаях не требуют представления именно оригинала. Значит, компания может приложить к декларации копию справки. Инспекторы вправе сделать запрос в ГАИ для проверки подлинности документа.

Если компания не заявляла в милицию, то факт угона можно подтвердить внутренними документами, например служебной запиской или актом инвентаризации. Однако этих документов недостаточно, чтобы не платить транспортный налог, поскольку кодекс требует именно подтверждения со стороны милиции. Поэтому, если компания не собирается заявлять в милицию, во избежание споров машину безопаснее сразу же снять с учета в ГИБДД.

Справку о доходах можно выслать работнику по почте

«…Один из наших бывших сотрудников живет в другом городе. Недавно он обратился к нам с заявлением, где просит выслать ему справку о полученных доходах за этот и прошлый годы. Обязаны мы пересылать документы по почте, как он просит в заявлении, или он должен приехать сам и получить справки лично?..»

Из письма главного бухгалтера Галины Тихомировой,
г. Москва

Галина, справки лучше отправить по почте. Налоговые агенты обязаны выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога по форме 2-НДФЛ. Об этом сказано в пункте 3 статьи 230 Налогового кодекса. В каком именно порядке налоговый агент обязан представить такие сведения, кодекс не уточняет. Поэтому, чтобы избежать возможных споров, представить запрошенные справки по форме 2-НДФЛ безопаснее тем способом, который упомянут в заявлении. То есть если бывший сотрудник написал в заявлении, что запрошенные документы просит переслать по почте по месту его жительства, то лучше так и поступить. Иначе бывший сотрудник вправе обратиться в суд. Так считают московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 10.06.09 № 20-14/3/059433@).

Все премии, которые названы в коллективном договоре, включают в расходы

«…Наша компания платит сотрудникам премии к праздникам, за непрерывную работу, а также в связи с выходом на пенсию. Все эти выплаты у нас предусмотрены коллективным договором, и мы всегда их учитывали в расходах по налогу на прибыль. Однако, по мнению нашего налогового инспектора, эти выплаты никак не связаны с трудовыми обязанностями сотрудников, поэтому учитываться в расходах не должны. Кто из нас прав?..»

Из письма главного бухгалтера Евгении Зотовой,
г. Москва

Евгения, мы считаем, что компания поступала правильно. Премии можно учесть в составе расходов на оплату труда на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса. По сути, выплаты, о которых идет речь, были направлены на создание благоприятных условий труда. В том числе на поощрение непрерывного стажа работы сотрудников, их вклада в деятельность вашей компании и обеспечение социальных гарантий. А это позволяет сделать вывод, что денежные бонусы связаны с выполнением трудовых обязанностей. Если возникнет спор с инспекторами, то отстоять свою позицию можно в суде. Столичные судьи подтверждают, что премии, предусмотренные коллективным договором, входят в систему оплаты труда и связаны с выполнением трудовых обязанностей. Даже если выплачены к празднику (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.10.09 № КА-А40/11350-09). На будущее премии стоит продублировать в положении о премировании.

Личный интерес. При продаже машины в этом году понадобится сдать декларацию 3-НДФЛ

«…В мае этого года я продала автомобиль, который находился в моей собственности более трех лет. Придется ли мне подавать декларацию и платить НДФЛ по доходу, полученному от продажи автомобиля? Насколько я знаю, со следующего года в пункте 17.1 статьи 217 НК РФ будет предусмотрено, что такие доходы освобождаются от НДФЛ…»

Из письма главного бухгалтера Ларисы Белковой,
г. Москва

Лариса, декларацию по форме 3-НДФЛ за 2009 год подать надо обязательно не позднее 30 апреля следующего года, а платить налог – нет.

Действительно, с 1 января следующего года будет действовать новый пункт 17.1 статьи 217 НК РФ. На его основании освобождаются от НДФЛ доходы, полученные физлицами от продажи автомобилей, которыми они владели три года и более. Эти изменения в статью 217 НК РФ внесены законом от 19.07.09 № 202-ФЗ, и норма начинает действовать только со следующего года. То есть доходы от продажи автомобилей будут освобождены от НДФЛ, только если они получены после 1 января 2010 года.

На сделки, совершенные в этом году, распространяется порядок, который действует сейчас. То есть задекларировать доход надо обязательно. Но при этом можно воспользоваться вычетом. Вы имеете право на имущественный вычет в полной сумме, полученной от продажи автомобиля, которым вы владели более трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Декларация по форме 3-НДФЛ необходима, чтобы отчитаться за этот доход и заявить право на вычет.

Недорогие активы нельзя отнести в налоговом учете к амортизируемым

«…В налоговой отчетности весь последний год у нас постоянно выходит убыток. Поэтому мы решили снизить расходы и хотим внести в учетную политику положение, что затраты, связанные с приобретением мебели и оборудования стоимостью до 20 тыс. рублей, списываются через амортизацию. То есть исходя из срока полезного использования этого имущества, установленного нашей организацией. Насколько это правомерно?..»

Из письма главного бухгалтера Полины Сориной,
г. Москва

Полина, отнести такие объекты к амортизируемому имуществу в налоговом учете не получится. Положений, которые давали бы налогоплательщику право самостоятельно определять метод учета имущества стоимостью менее 20 000 рублей глава 25 Налогового кодекса не содержит.

Амортизируемым имуществом признаются объекты со стоимостью более 20 000 рублей и сроком полезного использования больше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ). Также это имущество компания должна использовать для извлечения дохода. Расходы на приобретение объектов с первоначальной стоимостью менее 20 000 рублей учитываются при расчете налога на прибыль в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса. То есть как материальные. Стоимость дешевой мебели и оборудования включается в состав материальных затрат в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию. Подтверждает это и письмо УФНС России по г. Москве от 09.06.09 № 16-15/058809.

Заявление на «упрощенку» лучше написать после смены учредителей

«…Планируем перевести со следующего года одну из дочерних компаний на «упрощенку». В связи с этим сейчас меняем учредителей, в частности, выводим из состава общества другое ООО, доля участия которого превышала 25 процентов. Можем ли мы сейчас подать заявление о переходе на упрощенную систему или лучше дождаться, когда изменения в составе участников будут зарегистрированы в ЕГРЮЛ?..»

Из письма главного бухгалтера Валерии Головлевой, г. Москва

Валерия, подать заявление безопаснее после того, как изменения в составе участников будут зарегистрированы в ЕГРЮЛ. При проверке вашего заявления инспекторы обнаружат, что на момент его подачи ваша компания не соответствовала требованиям пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Поэтому могут направить уведомление о невозможности применения упрощенной системы. Компания может, конечно, оспорить в суде позицию инспекции, ведь фактически к моменту начала применения спецрежима условия, установленные в кодексе, будут соблюдены. Но в Московском регионе судебная практика не сложилась. А в других регионах судьи полагают, что инспекция права и право на «упрощенку» следует определять именно на момент подачи заявления (см. постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.01.08 № А28-6151/2007-278/21).

Приостановление деятельности не освобождает от отчетности в ПФР

«…Наша компания полгода назад полностью приостановила деятельность. Часть сотрудников мы были вынуждены сократить, остальные сейчас находятся в отпусках за свой счет. Никаких выплат в пользу работников мы сейчас не начисляем. Есть обязанность сдавать отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование или нет?..»

Из письма главного бухгалтера Полины Агафоновой, г. Москва

Да, Полина, организация по-прежнему обязана сдавать отчетность по пенсионным взносам. Законодательство не освобождает страхователя от предоставления расчетов авансовых платежей и деклараций по пенсионным взносам, если отсутствует объект для начисления взносов, то есть выплаты работникам. Основание – статья 24 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты столичного налогового управления (письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.09 № 16-15/061685).

Подразделение еще не приносит прибыли, но платить налог надо

«…Открыли обособленное подразделение в другом регионе России. Закуплены основные средства и принят в штат местный сотрудник. Деятельности пока нет, но должны ли мы платить налог на прибыль? Подавать ли декларацию по налогу на прибыль в регионе?..»

Татьяна Мельник, г. Санкт-Петербург

При отсутствии прибыли по подразделению обязанность платить налог на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту его нахождения возникает, если в целом по организации имеется прибыль за отчетный (налоговый) период. База для начисления налога по месту нахождения подразделения не зависит от размера его прибыли и определяется расчетным путем исходя из общей прибыли по компании и средней арифметической величины двух составляющих:

– удельного веса среднесписочной численности работников подразделения либо расходов на оплату труда (по выбору организации) в среднесписочной численности работников либо расходах на оплату труда в целом по компании;

– удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения в аналогичном показателе в целом по компании (ст. 288 НК РФ).

Если в состав вашей организации входят обособленные подразделения, то представлять декларации нужно в налоговые органы по месту нахождения компании и по месту расположения каждого подразделения (абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ). В инспекцию другого региона подается декларация, включающая: титульный лист; подразделы 1.1 и 1.2 раздела 1; приложение № 5 к листу 02 – расчет налога, подлежащего уплате по месту нахождения подразделения (п. 1.4 раздела 1 Порядка заполнения декларации, утв. приказом Минфина России от 05.05.08 № 54н). По месту нахождения организации вы должны представить декларацию, составленную в целом по компании с распределением прибыли по подразделениям, т.е. следует заполнить приложение № 5 к листу 02 по каждому подразделению (п. 5 ст. 289 НК РФ).

Документы о регистрации ККТ можно отправить по почте

«…Может ли организация направить по почте в налоговую инспекцию документы о регистрации ККТ? На основании чего налоговая инспекция может отказать в регистрации ККТ и как об этом владельца кассы предупредят?..»

Мария Колесникова, г. Санкт-Петербург

Направить документ на регистрацию ККТ по почте можно. Такое право предусмотрено пунктом 18 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.09 № 19н. Основания, по которым инспекция может отказать в регистрации ККТ, прописаны в пункте 22 регламента:

– представлен неполный комплект документов;

– модель ККТ не включена в госреестр или исключена из него;

– истек нормативный срок амортизации ранее применявшейся кассы, исключенной из госреестра;

– ККТ находится в розыске; – касса неисправна, отсутствует марка-пломба, идентификационный знак, а также средства визуального контроля (знаки «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»);

– не заключен договор о техподдержке с поставщиком или ЦТО;

– представленные при перерегистрации ККТ чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты не соответствуют установленным требованиям.

Если инспекция не поставит кассу на учет, ее владельцу направят письмо, в котором укажут причину отказа в регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) ККТ.

Опубликовано в газете "УНП" № 43, 2009

 

Начать дискуссию