Для начала, за каждый день задержки зарплаты работникам полагается компенсация - проценты в сумме 1/300 ставки рефинансирования от величины задолженности.
С 30 октября 2009 года ставка рефинансирования у нас 9,5% годовых. Значит, каждая задержанная тысяча рублей будет стоить работодателю примерно 32 копейки в день (1000 руб. x 10 % / 300). Надо признать, не бог весть какие деньги, заметить их можно, только если работников много, зарплата у них немаленькая и не платит ее работодатель уже долго. Кредит в сумме зарплаты обойдется организации намного дороже.
Вопрос. А если мы не заплатили аванс, но зарплату выдали в срок?
Не имеет значения. Авансы, которые вы платите работникам, по своей экономической сути в большинстве случаев вовсе не авансы. Это не предоплата за то, что еще только предстоит сделать. Это оплата труда за половину месяца. Не случайно в Трудовом кодексе применительно к зарплате слово "аванс" не используется. Сказано лишь, что ее нужно выплачивать не реже, чем раз в полмесяца.
Трудовым кодексом предусмотрено, что проценты начисляются на не выплаченные в срок суммы, значит, компенсацию за задержку зарплаты вы рассчитываете от суммы к выдаче на руки. Эта сумма отнюдь не всегда равна начисленной зарплате. Из нее исключаются, например, НДФЛ, алименты и прочие удержания. Но поскольку с аванса НДФЛ не удерживают, проценты будут набегать на всю его сумму со дня, следующего за установленным днем выплаты аванса, по день погашения задолженности.
Далее. Если кто-либо из работников сообщит о задержке зарплаты в трудинспекцию, организации светит "классический" штраф за нарушение трудового законодательства: от 30 000 до 50 000 рублей (ее директору - от 1000 до 5000 рублей). Опять же, рядом с деньгами, которые удалось подержать в обороте, суммы невелики, да и успеть оштрафовать надо до истечения 2 месяцев со дня, когда организация не выплатила зарплату в срок.
Правда, КоАП дает трудинспекторам право приостановить деятельность организации на срок до 90 суток, но эту меру применят вряд ли, тогда работникам точно денег не видать.
А вот работник, которому задержали зарплату больше чем на 15 дней, может приостановить работу и не приходить на свое место до тех пор, пока ему все не выплатят. Правда, есть исключения, например запрещено приостанавливать работу в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные производства и оборудование. Не могут бросить трудиться работники, занятые в энерго-, тепло- и водоснабжении населения.
Причем ТК РФ не обязывает обиженного работника предупреждать работодателя заранее или получать согласие на то, чтобы не выходить на работу. После того как просрочка превысила 15 дней, сотрудник может в любое время среди любого рабочего дня принести заявление или уведомление о том, что он приостанавливает работу, и тут же уехать домой.
Не выходить на службу работник может и тогда, когда ему задержали аванс (а на деле первую половину заработной платы).
В табеле учета рабочего времени дни, в течение которых сотрудник, не получивший вовремя зарплату, не приходил на работу, отмечаются кодом "НЗ" или "36".
Вопрос. Оплачивается ли как-то время приостановки работы?
Если это не предусмотрено трудовым, коллективным договором или отраслевым соглашением, то нет, не оплачивается. Заработная плата - это плата за труд. Если работнику что-то полагается за то время, пока он не работал, об этом Трудовой кодекс говорит прямо. Навскидку можно вспомнить ежегодный отпуск: работник не трудится, и все равно ему платят деньги. Но ничего подобного о приостановке работы в ТК РФ нет.
Вопрос. Раз уж заговорили о соглашениях. В Москве региональным соглашением на 2009 год установлено, что за каждый день просрочки выплаты зарплаты компенсация исчисляется исходя из 1/200 ставки рефинансирования. По ТК РФ, как вы сказали, ставка - 1/300. Мы в соглашении не участвовали, но и отказ присоединиться никуда не отправляли. Должны ли мы соблюдать его?
Строго по Трудовому кодексу следовать нормам соглашения вы не обязаны. ТК РФ предписывает "промолчавшим" работодателям соблюдать региональное соглашение только в части суммы минимального размера оплаты труда. То есть нельзя платить зарплату меньше, чем это предусмотрено соглашением. В остальном оно распространяется только на тех, кто его заключал.
Однако в случае с московским соглашением не все так просто. В городском Законе "О социальном партнерстве" сказано, что "промолчавшие" работодатели считаются присоединившимися ко всему соглашению. А закон есть закон.
Вопрос. Что будет, если не соблюдать региональное или отраслевое соглашение?
В КоАП РФ есть специальная статья 5.31, по ней за нарушение условий соглашения работодателю грозит штраф в размере от 3000 до 5000 рублей. Оштрафует трудинспекция, если обнаружит проступок в течение 2 месяцев со дня его совершения. Но вот что считать таким днем - непонятно: сроки выплаты компенсации и денег за дни приостановки работы, как и сама оплата этих дней, в Трудовом кодексе не установлены. Не встречались мне эти сроки и в соглашениях, которые я просмотрел.
Вопрос. Как учитывать компенсацию за задержку зарплаты и оплату времени приостановки в бухгалтерском и налоговом учете?
Я считаю, что в бухучете это прочие расходы. Компенсация за задержку - потому что, по сути, это договорная санкция. Оплата времени приостановки - потому что организация оплачивает не труд, а его отсутствие, поэтому на расходы по обычным видам деятельности не похоже. А значит, обе суммы нужно начислять по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Что касается налогового учета компенсации за задержку зарплаты, то Минфин в Письме N 03-03-05/38 от апреля 2008 года пишет, что эти выплаты не связаны с режимом работы, условиями труда или содержанием работников. А потому не подпадают под определение расходов на оплату труда из 255-й статьи НК РФ. Это также не санкции за нарушение договорных обязательств, которые упоминаются в перечне внереализационных расходов в статье 265 Налогового кодекса. Итог: компенсацию для целей налогообложения учесть нельзя. И хотя насчет оплаты времени приостановки работы в Письме ничего нет, можно предположить, что к ней у налоговых инспекторов будет тот же подход.
Но, как водится, мнение Минфина не единственное. Долг по зарплате сейчас обычно возникает вовсе не потому, что работодатель не хочет ее платить, просто экономическая ситуация такова. Это часть предпринимательской деятельности. НК РФ позволяет включать во внереализационные расходы санкции за нарушение договорных обязательств и расходы на возмещение ущерба. И никак не ограничивает тип договоров, санкции по которым включаются в расходы. Следовательно, компенсация - внереализационный расход организации.
Что касается статьи 255 НК РФ, то по ней к расходам на оплату труда относятся практически любые начисления работникам при условии, что работодатель обязан их платить. Отраслевое соглашение содержит нормы трудового права, и по Трудовому кодексу организация должна эти нормы соблюдать. И если соглашение обязывает оплачивать время приостановки работы, то работодатель отказаться не может. Иначе штраф.
Поэтому я считаю, что и на сумму компенсации, и на сумму оплаты времени приостановки работы организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Теперь об НДФЛ. Контролирующие органы дружно разъясняют, что раз компенсация предусмотрена ТК РФ и тем самым включена в систему компенсационных выплат, то НДФЛ она не облагается на основании 217-й статьи Налогового кодекса. По оплате времени приостановки разъяснений не было. Наверное, потому, что облагаемость этой выплаты налицо: работник явно получает экономическую выгоду, то есть доход.
А вот в объяснениях, почему не следует исчислять ЕСН с компенсации за задержку зарплаты, финансисты и налоговики разошлись. Минфин пишет, что это не следует делать лишь потому, что компенсация не учитывается в налоговых расходах, а это, как вы уже знаете, не бесспорно. Московское управление налогового ведомства пишет, что это компенсация, установленная законом, и надо применять 238-ю статью НК РФ (так же, как и в случае с НДФЛ).
Мне больше нравится второй подход, так как он от налогового учета компенсации не зависит. Тем более что с 2010 года ЕСН отменят и введут взносы во внебюджетные фонды. В профильный закон не перекочевала норма, согласно которой взносами не облагаются выплаты, не учитываемые для целей налогообложения прибыли. В то же время туда переехала норма, которая освобождает от обложения взносами компенсации, установленные законом и связанные, в частности, с исполнением работником трудовых обязанностей. В этой части почти все останется по-прежнему.
Нужно ли начислять ЕСН и пенсионные взносы на выплаты за время приостановки работы, предусмотренные отраслевым или региональным соглашением? Если вы не учитываете эти выплаты для целей налогообложения прибыли, то не нужно. Если учитываете, то ЕСН и взносы лучше начислить.
И чтобы закончить с бухучетом и налогообложением компенсации за задержку зарплаты и оплаты времени приостановки работы, напомню вот что: если вы не включаете эти суммы в налоговые расходы, в бухучете придется начислить постоянное налоговое обязательство (ПНО). Его величина равна произведению суммы компенсации и оплаты и ставки налога на прибыль 20 процентов. Начисляется ПНО по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянные налоговые обязательства", и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на прибыль".
Итак, за невыплату зарплаты организацию-работодателя ждет не так много плохого, как принято думать. Мизерная компенсация, оплата времени приостановки работы (и то не всегда), существенные, но все же не запредельные административные штрафы. Самое худшее, что может случиться, - перед руководителем организации замаячит уголовное дело.
За ним "придут", если зарплату работники не получали больше 2 месяцев и сообщили об этом в прокуратуру или милицию. И если следствию удастся доказать личную заинтересованность директора в задержке выплат, то в лучшем случае он отделается штрафом в размере до 120 000 рублей, а в худшем - отправится за решетку на срок до 2 лет. Это при условии, что задержка зарплаты не привела к тяжким последствиям.
Если привела (плюс заинтересованность директора) - сесть можно и на 7 лет. Но доказать заинтересованность, как вы понимаете, очень и очень сложно, разве что руководитель умудрился, как в дикие девяностые, в открытую держать зарплатные деньги в банке в надежде на проценты или прикупить на них яхту.
Как еще, если судить по новостям, работодатели снижают издержки, связанные с персоналом? Сплошь и рядом для этого вводят неполное рабочее время. Однако это не самый лучший вариант.
Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2009, № 11
Начать дискуссию