Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России Сергей АФАНАСЬЕВ рассказал, почему введение страховых взносов отменять и отсрочивать не будут.
Коротко о важном
— Введение страховых взносов отсрочат?
— Нет.
— Формы отчетности готовы?
— Да.
— ПФР справится с новыми обязанностями?
— Да.
— Сергей Анатольевич, сейчас представители бизнес-сообщества активно выражают недовольство отменой ЕСН и требуют отложить введение страховых взносов. Есть ли вероятность подобных изменений?
— Законодательное решение о замене ЕСН на страховые взносы принято и подписано президентом. Это решение обусловлено объективными требованиями социальной справедливости и пересматриваться не будет.
Также было принято решение об отсрочке увеличения финансовой нагрузки на бизнес на один год: страховые взносы в полном объеме (34% от фонда оплаты труда) компании начнут платить только с 2011 года. Поэтому просьбы о еще большей отсрочке бессмысленны.
Уплата страховых взносов вместо ЕСН — не нововведение. Это всего лишь возврат к системе финансирования обязательного социального страхования, существовавшей до 2001 года. Причем общая ставка по страховым взносам (37%) тогда была выше той, которая вводится сейчас.
— Планируется каким-либо образом компенсировать компаниям увеличение финансовой нагрузки?
— В качестве компенсации в 2008 году была снижена ставка налога на прибыль. А с 2010 года суммы взносов будут снижать налогооблагаемую базу по этому налогу. Мы также поддерживаем предложение бизнеса о снижении ставки единого налога на вмененный доход и налога по упрощенной системе.
— Получается, что ЕСН в свое время ввели напрасно?
— К сожалению, приходится говорить, что опыт введения ЕСН не оправдал себя в полной мере. В результате снижения этого налога в 2005 году уменьшилось финансовое обеспечение социальных гарантий. Тем не менее скрытая оплата труда (расчетный показатель Росстата, равный разнице между денежными расходами населения и «белым» фондом оплаты труда. — Прим. ред.) сохранилась на уровне 12 процентов ВВП. Фонд оплаты труда тоже не вырос и остался на уровне 22—23 процентов ВВП.
Кроме того, контролем уплаты ЕСН все равно занимались и налоговые органы, и Пенсионный фонд, и ФСС. Теперь мы возвращаемся к уплате страховых взносов со ставкой, достаточной для обеспечения обязательств работодателей и государства по социальной защите работников.
— Новое законодательство о взносах подразумевает изменение отчетности. Когда бухгалтеры смогут увидеть новые документы и формы?
— Сейчас проекты форм отчетности в ПФР и ФСС по всем видам обязательного социального страхования размещены на сайте министерства (www.minzdravsoc.ru), как и положено по регламенту. В скором времени они будут утверждены. Мы поставили себе задачу, чтобы новые формы отчетности соответствовали трем основным требованиям: были привычными для плательщиков, максимально унифицированы и оптимизированы под компьютерную обработку.
Фонды также будут широко применять технологию сдачи отчетности в «удаленном» режиме с использованием электронной цифровой подписи. У страхователей появится возможность в режиме реального времени посмотреть итоги камеральной проверки, получить предложение о зачете или возврате переплаты.
— Высказываются опасения, что Пенсионный фонд не сможет быстро подобрать квалифицированных сотрудников, из-за этого при проверке отчетности будут проб-лемы…
— Я не вижу оснований сомневаться в компетентности сотрудников Пенсионного фонда. Есть квалифицированные специалисты, которые и прежде занимались сверкой сведений персонифицированного учета с уплатой взносов и администрировали недоимку (эти полномочия всегда были у Пенсионного фонда).
— А как будут решаться спорные вопросы?
— В досудебном порядке — в органах контроля за уплатой страховых взносов, то есть в фондах, в судебном порядке — в арбитраже.
Статья напечатана в журнале "Главбух" № 23, 2009
Начать дискуссию