Бухгалтерия

Ответы на вопросы читателей газеты "УНП"

Ответы на вопросы читателей газеты "Учет.Налоги.Право".

Вычет НДС с аванса возможен даже без точного наименования товаров в счете-фактуре

«…Получили от покупателя предоплату в счет предстоящей поставки товаров. Как в счете-фактуре на аванс заполнить строку «Наименование товара», чтобы у нашего покупателя не возникло проблем с принятием НДС к вычету? Дело в том, что точный перечень отгружаемых товаров будет известен только после получения оплаты…»

Из письма главного бухгалтера Маргариты Исаевой,
г. Москва

Маргарита, в этой строке счета-фактуры лучше вписать наименование товаров, так же как записано в договорах с покупателем. Если предварительная оплата поступила по договору поставки, отгрузка по которым будет проводиться на основании отдельной заявки, то в договорах обычно пишут обобщенное наименование поставляемых товаров. Например, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, канцелярские товары, стройматериалы. Такое же обобщенное наименование можно использовать и при оформлении счетов-фактур. Аналогичные требования к заполнению счета-фактуры предъявляют столичные налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 07.05.09 № 16-15/045429). Поэтому у покупателя проблем с вычетом не возникнет.

На «упрощенке» можно списать плату за разрешение на торговлю

«…Наша компания применяет упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». Недавно мы получили разрешение на право торговать в метрополитене. Можно ли учесть платеж за получение такого разрешения в налоговых расходах?..»

Из письма главного бухгалтера Евгении Крючковой,
г. Москва

Да, Евгения, можно. Подтверждают это в своих разъяснениях и специалисты столичного налогового управления (письмо УФНС России по г. Москве от 12.08.09 № 16-15/0884583). Ведь при расчете налога компания вправе уменьшить доходы на стоимость услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и представлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому компания, по мнению чиновников, может отнести к расходам оплату метрополитену за право вести торговлю в метро. Естественно, при условии, что компания сможет экономически их обосновать и документально подтвердить.

Компании могут сами установить расчетный период для отпускных

«…При расчете среднего заработка для отпускных мы берем три месяца, предшествующих отпуску, а не 12 месяцев, как это предписано делать по общим правилам. Можем ли мы учесть рассчитанные таким образом выплаты в расходах по налогу на прибыль?..»

Из письма главного бухгалтера Ларисы Шульгиной,
г. Москва

Да, Лариса, можете. Но при условии, что данный способ расчета средней зарплаты закреплен в коллективном договоре или другом локальном акте компании, например положении об отпусках. Подтверждают это в своих разъяснениях и специалисты УФНС России по г. Москве (письмо от 06.08.09 № 16-15/080955).

Напомним, что по общему правилу среднедневной заработок для отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляют за последние 12 календарных месяцев делением суммы начисленной зарплаты на 12 и на 29,4. Но в коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.

Московские инспекторы разрешают учесть расходы на безрезультатные командировки

«…Сотрудник недавно вернулся из командировки. Основной целью поездки были переговоры и заключение договора с контрагентом. Однако контракт так и не подписали. То есть задание работник не выполнил. Можно ли признать затраты на командировку в расходах при расчете налога на прибыль?..»

Из письма главного бухгалтера Полины Ветровой,
г. Москва

Да, Полина, несмотря на то, что поездка не дала положительного результата, ваша компания вправе включить затраты на такую командировку в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Для этого достаточно внутренних документов компании: командировочного удостоверения, приказа, служебного задания для направления в командировку и отчета о его выполнении. А также авансового отчета с приложением к нему документов, подтверждающих произведенные расходы.

То есть наличие у организации оправдательных документов, подтверждающих положительный результат командировки, в частности подписанных договоров, протоколов о намерениях, не обязательно. Ведь отсутствие результата в виде заключенных договоров или иных подписанных документов не свидетельствует о непроизводственном характере командировочных расходов. Кроме того, законодательство не требует, чтобы у компании были такие бумаги. Не спорят с этим теперь и специалисты столичного налогового управления (письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.09 № 16-15/082607.2).

Если ФСС не возместил расходы, уточнить ЕСН можно в любой момент

«…Недавно получили из инспекции письмо, где нас просят уточнить декларацию по ЕСН на сумму снятых ФСС расходов. Конкретных сроков в письме не указано. Какой крайний срок для уточнения декларации? Мы планируем судиться с ФСС по поводу снятых расходов. Если суд мы выиграем, нам опять придется уточнять декларацию по ЕСН?..»

Из письма главного бухгалтера Виктории Орловой,
г. Москва

Виктория, если в результате проверки ФСС обнаружил, что компания завысила сумму расходов на цели социального страхования, которые возмещаются за счет средств фонда, то величина ЕСН в части ФСС оказывается заниженной. Конкретных сроков для представления уточненных деклараций по ЕСН в этом случае действительно нет. Однако, если предложение по корректировке отчетности компания не выполнит, налоговая инспекция при выездной проверке вправе самостоятельно доначислить налог за тот период, за который фонд не принял расходы.

Если в суде вам удастся оспорить решение Фонда социального страхования, то снова уточнять декларацию уже не придется. В карточке по расчету с бюджетом корректировка будет проведена на основании решения суда, отменяющего результаты проверки ФСС. При этом датой корректировки будет дата решения суда.

Путевые листы на служебные разъезды можно не оформлять

«…Налоговики сняли расходы по налогу на прибыль, затраты на бензин и доначислили 30 тыс. рублей. Инспекторы придрались к тому, что в путевых листах по автомобилям, используемым менеджерами в служебных целях, не была заполнена строка с маршрутом поездки. Маршрут написать мы заранее не можем, ведь все зависит от адресов клиентов, которые звонят менеджерам напрямую. Поэтому в силу специфики работы мы пишем километраж и расход ГСМ. Кто из нас прав?..»

Из письма главного бухгалтера Екатерины Асмыковой,
г. Санкт-Петербург

Екатерина, в такой ситуации права именно компания. Дело в том, что применение формы № 3 «Путевой лист автомобиля» (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78) обязательно только для автотранспортных компаний. Путевые листы им необходимы для учета операций по перевозке грузов третьим лицам. А поскольку ваши автомобили менеджеры используют в служебных целях, а не для перевозки грузов, то заполнять путевые листы не обязательно.

При этом если компания оформляла путевые листы, где отмечались показания спидометра на время выезда и возвращения автомобиля, а также расход бензина, то претензии налоговиков не обоснованы. Главное, чтобы были верно оформлены внутренние документы компании: приказы руководства о нормах расхода горюче-смазочных материалов, расчетно-кассовые документы, были приложены чеки и т. д. Судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа также полагают, что в такой ситуации расходы компании обоснованны и без путевых листов (см. постановление от 18.11.09 № А44-1106/2009).

Переплату по налогу на прибыль зачесть в счет недоимки по НДФЛ не получится

«…У нас есть переплата по налогу на прибыль. Возвращать мы ее не хотим, поскольку налоговые инспекторы в последнее время проверяют всех, кто заявляет налог к возмещению из бюджета. Можем ли мы вместо этого зачесть переплату в счет погашения недоимки по НДФЛ или в счет предстоящих платежей по этому налогу?..»

Из письма главного бухгалтера Ксении Шумилкиной,
г. Санкт-Петербург

Ксения, к сожалению, это невозможно. Вообще Минфин России считает, что переплату по федеральному налогу можно зачесть в счет другого налога, который также зачисляется в бюджет. Например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет уплаты налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 78 НК РФ). Но в случае с НДФЛ компания выступает не в качестве налогоплательщика, а в качестве налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ). Фактически именно работник как налогоплательщик платит из своих доходов налог на доходы физических лиц. А компания просто удерживает и перечисляет налог. Поэтому, по мнению Минфина России, суммы излишне уплаченных компанией налогов нельзя зачесть в счет недоимки или предстоящих платежей по налогу на доходы сотрудников (письмо от 20.11.09 № 03-02-07/1-515).

Отпускные не учитываются при расчете пособия по нетрудоспособности

«…Сотрудница в сентябре вышла из отпуска по уходу за ребенком. Ушла в очередной отпуск на две недели в октябре. В конце ноября она заболела, представив в бухгалтерию листок временной нетрудоспособности. Следует ли исключать из расчета пособия период, когда работница была в очередном отпуске?..»

Из письма главного бухгалтера Марии Казаковой,
г. Сосновый Бор

Да, Мария, следует. Постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375 утверждено Положение о расчете пособий по временной нетрудоспособности. В пункте 8 этого документа прямо предусмотрено, что время, когда работник освобожден от исполнения своих обязанностей с сохранением среднего заработка, исключается из расчетного периода.

Средний заработок за работником сохраняется и во время очередного отпуска (ст. 114 ТК РФ). Поэтому и сам отпуск, и выплаченные за него отпускные не учитываются при расчете больничного. Время, когда работница была в отпуске по уходу за ребенком, также исключается из расчетного периода (подп. б п. 8 Положения). Таким образом, в вашем случае при расчете больничного будут учтены выплаты за сентябрь, две недели октября и часть ноября, когда сотрудница не болела.

На сумму ЕНВД не влияет площадь потолка в магазине

«…Магазин торгует люстрами, бра, торшерами. Площадь торгового зала 80 «квадратов». Продукция выставлена на полу, вывешена на стеллажах, стенах, потолке магазина. Единый налог платим с 80 кв. метров. Слышала, что в аналогичной ситуации налоговики посчитали площадью для расчета ЕНВД также потолок, на котором висели люстры. Хочу уточнить, с какой площади все же рассчитывать налог?..»

Из письма главного бухгалтера Марии Потаповой,
г. Кингисепп

Мария, в расчет ЕНВД берется только площадь пола.

В практике Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа действительно был случай, когда он признал, что ЕНВД надо платить с площади потолка (постановление от 30.07.02 № А44-368/02-С10-к). Но это исключительная ситуация. Решение суда было основано на законе Новгородской области от 20.11.2000 № 151-ОЗ, согласно которому единицей базовой доходности являлся квадратный метр общей площади, используемой в хозяйственной деятельности. Налогоплательщик же арендовал 147 кв. метров: 5 «квадратов» торгового зала и 142 «квадрата» выставочной площади потолка. А налог платил лишь за 4 кв. метра.

В вашем случае отсутствуют основания для включения площади потолка в расчет налога по «вмененке», поскольку единица базовой доходности – площадь торгового зала в квадратных метрах (ст. 346.26 НК РФ). Она определяется по результатам технической инвентаризации и должна быть закреплена в свидетельстве о собственности или договоре аренды.

Услуги гостиницы в номере можно учесть в стоимости проживания

«…Наш менеджер по закупкам вернулся из командировки и сдал в бухгалтерию счет из гостиницы, в котором кроме оплаты за проживание отдельными строчками выделена оплата за пользование телефоном и телевизором в номере. Относятся эти затраты к расходам по найму жилого помещения или с этих сумм следует удержать НДФЛ?..»

Из письма главного бухгалтера Натальи Рыдновой,
г. Екатеринбург

Наталья, с этих затрат удерживать налог не нужно. В данном случае расходы на услуги, которые перечислены отдельными строками, относятся к расходам по найму жилого помещения, так как они напрямую связаны с проживанием сотрудника в номере гостиницы. А такие доходы не подлежат налогообложению, ведь они связаны с исполнением работником своих трудовых обязанностей (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ).

Впрочем, налоговики иногда возражают против такого подхода и считают, что следует удержать НДФЛ. Однако противоположную позицию неоднократно подтверждал Федеральный арбитражный суд Уральского округа. В частности, судьи пришли к выводу, что выделение в счете на оплату отдельных гостиничных услуг не свидетельствует о получении работником дополнительной выгоды, которая является его доходом. Ведь такие услуги являются стандартным набором обстановки жилого помещения гостиницы (постановление от 23.01.08 № Ф09-4857/07С2).

Изменить в уставе вид деятельности можно вместе с перерегистрацией

«…Я один из учредителей и генеральный директор общества с ограниченной ответственностью. Собираюсь привести устав в соответствие с Федеральным законом от 30.12.08 № 312-ФЗ и хочу сразу же изменить вид деятельности. Подскажите, пожалуйста, как заполнить заявление по форме Р13001 при изменении основного вида деятельности ООО одновременно с перерегистрацией учредительного документа?..»

Из письма генерального директора Геннадия Лапина,
г. Магнитогорск

Геннадий, для внесения в единый реестр юридических лиц сведений об изменении основного вида деятельности возможны два варианта.

Первый: если сведения о виде деятельности содержатся в уставе общества и включены в ЕГРЮЛ, то заполняется заявление формы Р14001. Там необходимо отметить раздел 2.13 и приложить лист Н к заявлению (основной вид деятельности вписывается в первой строке листа Н).

Второй: если сведения о виде деятельности не содержатся в уставе общества и не включены в ЕГРЮЛ, то в заявлении формы Р13001 можно отметить раздел 2.7 и приложить лист Ж (основной вид деятельности также вписывается в первой строке листа Ж). Кроме того, изменения необходимо внести в сам устав компании. То есть в инспекцию подается устав уже в новой редакции с учетом изменений в видах деятельности.

Если договор предусматривает поставку, сделка облагается по общей системе или «упрощенке»

«…Я являюсь предпринимателем и занимаюсь розничной торговлей, применяю две системы налогообложения: ЕНВД и «упрощенку» с объектом «доходы». Недавно я заключила договор о продаже спортивной одежды для школы. Они потом сами реализуют ее учащимся. В договоре предусмотрен пункт, в котором оговариваются сроки поставки товара. Лично я считаю, что с этой сделки следует отчитаться по «вмененке», налоговики возражают. Кто из нас прав?..»

Из письма индивидуального предпринимателя Елены Владимировой,
г. Кудымкар

Елена, в данном случае права инспекция. Все дело в особенностях договора, который вы заключили со школой.

Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. метров. Под розничной торговлей в целях «вмененки» понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей на основе договоров именно розничной купли-продажи. А товар должен быть предназначен для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).

Вы же заключили со школой договор поставки, поскольку товар в данном случае не предназначен для личного или домашнего использования. А торговля товарами на основе таких договоров относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли. Поэтому по отношению к этим договорам необходимо применять либо общую систему налогообложения, либо «упрощенку».

За день, когда малышу исполнилось полтора года, платят пособие

«…15 мая 2008 года у сотрудницы нашей компании родился ребенок. 15 ноября этого года ему исполнилось полтора года. В статье 14 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ сказано, что пособие выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет. По какой день включительно платить детское пособие: по 14 или 15 ноября?..»

Из письма главного бухгалтера Ирины Балуевой,
г. Сыктывкар

Ирина, за день, когда ребенку исполнилось полтора года, пособие выплачивается. Дело в том, что пособие начисляется со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет. Это прямо предусмотрено в пункте 42 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.06 № 865. Таким образом, в вашей ситуации ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно быть выплачено по 15 ноября 2009 года включительно.

Долги, полученные при переуступке, в резерв включать нельзя

«…У нас в группе несколько компаний. Руководство решило перевести все просроченные долги на одну организацию. Все долги возникли либо по договорам купли-продажи товаров, либо по договорам реализации услуг. У нас возник вопрос: сможет ли эта компания учесть полученную по договору цессии задолженность при создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете?..»

Из письма заместителя главного бухгалтера Анастасии Жмых,
г. Санкт-Петербург

К сожалению, Анастасия, в этом случае возможны претензии налоговиков.

Дело в том, что сомнительным долгом признается любая просроченная задолженность, но только если она возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 266 НК РФ).

В вашем же случае получается, что просроченная задолженность связана с приобретением права требования, а компании могут создавать резерв по сомнительным долгам только в порядке, предусмотренном статьей 266 НК РФ (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поэтому организация, получившая просроченный долг по договору цессии, не сможет учесть его при создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Аналогичного мнения придерживается и Минфин (письмо от 04.08.09 № 03-03-04/3).

Кадастровую стоимость земельного участка можно уточнить в интернете

«…У нашей компании есть в собственности земельный участок. В территориальном отделе Роснедвижимости бывшему главбуху выдали справку о его кадастровой стоимости в 2007 году. Исходя из этой суммы компания платила земельный налог в 2008 и 2009 годах. Устроившись на работу, я сделала новый запрос в Роснедвижимость о кадастровой стоимости участка. Оказалось, что с 2008 года она увеличилась. Скажите, мы должны были самостоятельно узнавать кадастровую стоимость участков? Ждет ли нас какая-либо ответственность из-за того, что мы не доплатили налог?..»

Из письма финансового директора Нины Корнеевой,
г. Гатчина

Нина, кадастровую стоимость участка компании определяют самостоятельно на основании сведений из Роснедвижимости (п. 3 ст. 391 НК РФ). Кадастровая стоимость участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого же года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Постановлением Правительства РФ от 07.02.08 № 52 установлено, что территориальные органы Роснедвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости участков в виде кадастровых паспортов, кадастровых выписок или справок. Для их получения компании достаточно подать в территориальное отделение Роснедвижимости заявление. Сведения о кадастровой стоимости также можно получить на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в интернете www.rosreestr.ru в разделе «Онлайн сервисы»>«Сведения о земельных участках».

Отмечу, что с 1 января 2008 года кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в населенных пунктах области, действительно увеличилась (см. постановление правительства Ленинградской области от 29.12.07 № 356).

Что же касается второго вопроса, то, если при проведении камеральных проверок деклараций за 2008 год и расчетов по авансовым платежам в 2009 году налоговая инспекция не доначислила вашей организации земельный налог, вы вправе подать «уточненки» и самостоятельно доплатить в бюджет.

Статья напечатана в газете "УНП" № 46, 2009

Начать дискуссию