Бухгалтерия

Ответы на вопросы читателей газеты "УНП"

Сотрудник за отдельную плату будет выполнять в течение своего рабочего дня дополнительную работу. Размер доплаты и объем работ мы установили в дополнительном соглашении к трудовому договору, причем она превышает оклад сотрудника по основной должности. Можно ли учесть такую выплату в расходах при расчете налога на прибыль?

Доплату за совмещение учитывают в расходах в любом размере

«…Сотрудник за отдельную плату будет выполнять в течение своего рабочего дня дополнительную работу. Размер доплаты и объем работ мы установили в дополнительном соглашении к трудовому договору, причем она превышает оклад сотрудника по основной должности. Можно ли учесть такую выплату в расходах при расчете налога на прибыль?..»

Из письма главного бухгалтера Ольги Тихоновой,
г. Псков

Да, Ольга, можно. При совмещении сотрудником профессий, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, ему положена доплата (ст. 151 ТК РФ). Трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за такое совмещение (ст. 60.2 ТК РФ). А значит, компания вправе признать ее в расходах в размере, который определен соглашением сторон (п. 1 ст. 255 НК РФ). Разделяют эту позицию и в Минфине России (письмо от 29.10.09 № 03-03-06/1/702).

При покупке недвижимости счет-фактуру выставляют после регистрации сделки

«…Мы приобрели здание. Договор купли-продажи недвижимости заключен, и документы сданы на госрегистрацию. Когда продавец должен выставить счет-фактуру: когда документы будут сданы на регистрацию или когда зарегистрировано право собственности?..»

Из письма главного бухгалтера Ольги Петровой,
г. Тверь

Ольга, продавец должен выставить счет-фактуру в течение пяти календарных дней со дня отгрузки. Если товар не отгружается, но происходит передача права собственности на него, то такая передача приравнивается к отгрузке. Право собственности на недвижимость переходит к покупателю после ее госрегистрации. Поэтому НДС к вычету может быть принят на основании первичных документов и счета-фактуры, выставленного в течение пяти календарных дней после регистрации права собственности.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа сделал вывод, что НДС можно принять к вычету и до регистрации права собственности (постановление от 09.09.09 № Ф04-4832/2009(19369-А27-42).

Иногда в счете-фактуре можно не писать страну происхождения

«…Продаем наборы, которые сами составили из импортных товаров. Как заполнять в счете-фактуре графу 10 «Страна происхождения» и графу 11 «Номер таможенной декларации»?..»

Из письма главного бухгалтера Людмилы Сориной,
г. Самара

Людмила, в этих графах счета-фактуры можно поставить прочерки (письмо Минфина России от 13.11.09 № 03-07-09/58). Ведь наборы, которые продает компания, вы составили самостоятельно и не ввозили из-за рубежа. А эти графы заполняют только при реализации товаров, страной происхождения которых не является Россия (п. 5 ст. 169 НК РФ). В вашем случае страной происхождения является Россия, так как компания продает свои наборы, а не отдельные импортные товары, которые организация ввезла на основании таможенных деклараций.

Издание корпоративного журнала относят к затратам на управление компанией

«…Наша компания выпускает корпоративный журнал для сотрудников. Журнал предназначен для управленческих целей, в том числе для распространения среди работников информации о кадровой и социальной политике компании. В нем также публикуются локальные нормативные акты и другая производственная информация. Можно ли учесть расходы на выпуск такого журнала при расчете налога на прибыль?..»

Из письма главного бухгалтера Павла Савельева,
г. Серпухов

Павел, подобные расходы можно учесть в составе управленческих расходов на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Подтверждает это и судебная практика, в частности постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.09 № КА-А40/12012-09. Обычно корпоративный журнал не содержит рекламной информации и предназначен исключительно для управленческих нужд компании. А значит, затраты на его издание не нормируются и их можно полностью учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

Компании понадобится подтвердить, что консультации пригодились в работе

«…Полгода назад руководство решило приобрести несколько убыточных компаний. Чтобы оценить экономическую целесообразность такой сделки, были привлечены финансовые консультанты. Можно ли учесть стоимость таких услуг в налоговом учете?..»

Из письма главного бухгалтера Сергея Муравьева,
г. Москва

Да, Сергей, можно. Расходы на консультационные услуги, в том числе по вопросам, связанным с экономической целесообразностью проекта, можно учесть в затратах на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.11.09 № КА-А40/12141/09). Главное, чтобы фактическое оказание услуг, их обоснованность были документально подтверждены. В частности, тем, что на основании предоставленных консультантами аналитических данных были приняты соответствующие управленческие решения.

Московские судьи разрешают списать расходы по актам, в которых нет даты

«…При выездной проверке инспекторы обнаружили, что в некоторых актах на выполненные ремонтные работы, стоимость которых мы учли в расходах при расчете налога на прибыль, нет даты их составления. На этом основании инспекторы отказали в признании затрат по этим актам в налоговом учете. Есть ли у нас шансы отстоять такие расходы в суде?..»

Из письма главного бухгалтера Оксаны Розиной,
г. Наро-Фоминск

Оксана, по мнению столичных судей, отсутствие в документах определенных реквизитов, в том числе даты их составления, автоматически не влечет за собой невозможность принять их для подтверждения расходов. К такому выводу судьи, в частности, пришли в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.11.09 № КА-А40/12169-09. Ведь тот факт, что в актах выполненных работ не cодержится дата их составления, не мешает налоговым инспекторам проверить правильность учета затрат в целях налогообложения. Тем более обычно у компании есть и другие подтверждающие документы, например договоры или счета-фактуры, подтверждающие произведенные расходы. В то же время, чтобы не доводить дело до суда, проще попросить вашего контрагента внести в документы необходимые исправления.

Заграничные командировки исключают из 183 дней пребывания сотрудника в России

«…Сотрудник в течение года ездил в командировки за границу. Необходимо ли исключить время нахождения в командировке за рубежом из общего числа дней пребывания работника на территории нашей страны, чтобы в целях НДФЛ определить. является сотрудник налоговым резидентом или нет?..»

Из письма главного бухгалтера Ирины Барановой,
г. Москва

Да, Ирина, чтобы определить статус налогового резидента сотрудника, из общего количества дней его нахождения на территории нашей страны исключают дни его пребывания в служебной командировке за пределами России. Аналогичного мнения придерживаются и в столичном налоговом управлении (письмо УФНС России по г. Москве от 24.07.09 № 20-15/3/076408@).

Напомним, что налоговыми резидентами считаются физические лица, которые фактически находились в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в России не прерывается только на время выезда гражданина за пределы страны для краткосрочного лечения или обучения, которое длится менее шести месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Таким образом, чтобы определить статус налогоплательщика, например, на 18 декабря 2009 года, рассматривают период, равный 12 месяцам, предшествующим этой дате. То есть с 18 декабря 2008 года по 17 декабря 2009 года. При этом в 183 дня войдут все календарные дни, когда работник находился на территории России в течение идущих подряд 12 месяцев.

Получить второй имущественный вычет на ипотечные проценты не получится

«…Гендиректор несколько лет назад за счет собственных средств приобрел квартиру и тогда же использовал свое право на имущественный налоговый вычет по НДФЛ. Недавно он эту квартиру продал и на вырученные средства приобрел другую квартиру. Часть покупки он оплатил за счет ипотечного кредита. Может ли он заявить имущественный налоговый вычет в сумме процентов, перечисленных по ипотечному кредиту?..»

Из письма главного бухгалтера Александры Тишиной,
г. Москва

Нет, Александра, не может. Налогоплательщик имеет право получить имущественный вычет по НДФЛ только один раз по одному объекту недвижимости. То есть независимо от того, воспользовался ваш директор вычетом в размере стоимости приобретенной квартиры или вычет был предоставлен и на сумму процентов по целевому кредиту. Основание – подпункт 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса. Подтверждают это в своих разъяснениях и чиновники (письмо УФНС России по г. Москве от 20.08.09 № 20-14/4/086985@).

В вашем случае гендиректор свое право на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры использовал полностью, когда несколько лет назад купил квартиру. А значит, повторно получить имущественный налоговый вычет даже в сумме процентов по ипотеке на приобретение другой квартиры он не вправе.

Замена премии на матпомощь снизит страховые взносы

«…Мы планируем наградить в январе лучших менеджеров ценными подарками, выплатить им премии или материальную помощь. Что выгоднее?..»

Из письма главного бухгалтера Нины Буханкиной,
г. Пушкин

Маргарита, из перечисленных способов мотивирования не облагается страховыми взносами лишь материальная помощь в размере до 4000 рублей (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212ФЗ). Ее выплачивают на основании заявления работника. Премии и подарки не упомянуты в перечне не облагаемых взносами выплат (ст. 9 закона № 212-ФЗ). Он закрытый, и взносы на них начислить придется.

Подтвердить расходы на командировку можно без служебного задания и приказа

«…Сотрудники ездили в командировку в поисках новых клиентов. Переговоры проходили в ресторане. Можно ли отнести затраты на их проведение в расходы? Какими документами нам подтвердить расходы на командировку? Обязательно ли оформлять приказ генерального директора о направлении в командировку и служебное задание?..»

Из письма главного бухгалтера Ольги Хамзиной,
г. Санкт-Петербург

Ольга, затраты на проведение переговоров вы можете списать как представительские (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для подтверждения командировочных расходов понадобится авансовый отчет. Датой признания расходов на командировки является дата утверждения авансового отчета руководителем организации (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК). К нему прикладывают командировочное удостоверение, счета из гостиницы, проездные документы, в том числе оплату страховки и постельных принадлежностей, и др. (постановление Правительства РФ от 13.10.08 № 749). Приказ о направлении в командировку или служебное задание ФНС России считает для подтверждения расходов необязательными (письмо от 25.11.09 № МН-22-3/890).

Земельный участок не показывают в декларации по налогу на имущество

«…У нас на балансе организации числится земельный участок. Как нам отражать его в налоговой декларации наряду с имуществом, подлежащим налогообложению? Мы собираемся продать свое имущество другой компании, а сами потом просто возьмем его в аренду. Придется ли нам и в этом случае подавать отчетность по налогу на имущество?..»

Из письма главного бухгалтера Надежды Туровиной,
г. Бокситогорск

Надежда, имеющуюся у вас в собственности землю в декларации по налогу на имущество не отражают. Дело в том, что находящиеся на балансе компании участки и другие природные объекты, например водоем, не относятся к имуществу, которое облагается этим налогом. То есть их не включают в налоговую базу (подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Что же касается второго вопроса, то сейчас все компании представляют декларации и расчеты по авансовым платежам по этому налогу независимо от наличия имущества (ст. 373 и п. 1 ст. 386 НК РФ). Если объектов налогообложения нет, то подают нулевую отчетность. Однако со следующего года компании, у которых нет имущества, будут избавлены от этой обязанности. Дело в том, что законодатели отменили необходимость представлять в налоговые инспекции нулевую отчетность по налогу на имущество. Это предусмотрено Федеральным законом от 30.10.09 № 242-ФЗ. Так что, продав имущество, компания сократит количество отчетности. Правда, за 2009 год компании отчитываются по старым правилам. А новые положения вступают в силу с отчетности за 2010 год.

Бесплатное питание можно отнести на расходы без аттестации рабочих мест

«…Наша компания занимается производством элитной мебели. Отдельным сотрудникам организации приходится работать с токсичными лаками, мы решили выдавать им молоко в качестве лечебного питания. Это закреплено в коллективном договоре. Вправе ли наша компания учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на такое питание? Аттестацию рабочих мест мы не проводили…»

Из письма главного бухгалтера Марины Курехиной,
г. Санкт-Петербург

Да, Марина, вы вправе учесть эти расходы по налогу на прибыль. Но могут возникнуть споры с инспекторами. По логике налоговиков компания вправе включать в расходы выдачу бесплатного питания, только если проведена аттестация рабочих мест.

Однако, согласно статье 255 Налогового кодекса, в зарплату работников включаются любые начисления в их пользу. В том числе связанные с производством и реализацией продукции. Расходы, обеспечивающие нормальные условия труда, относятся к прочим (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ ). При этом Трудовой кодекс обязывает работодателей выдавать работникам бесплатное питание при воздействии на них вредных факторов (ст. 222 ТК РФ).

Ни в одном нормативном документе не установлено, что доказывать наличие вредных факторов можно только через аттестацию рабочих мест. Поэтому можно включать в затраты стоимость молока для работников. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа примет в этом случае сторону компании (см. постановление от 29.10.09 № А42-177/2009).

Продавать товары в интернете и по договорам комиссии можно без «вмененки»

«…Наша компания реализует книги через сеть торговых точек. На основании Закона Санкт-Петербурга от 17.06.03 № 299-35 эта деятельность переводится на ЕНВД. С 2010 года мы планируем продавать книги в розницу через интернет-магазин и отдавать их на комиссию в розничные магазины другой сети. Подпадают ли эти два вида деятельности под ЕНВД?..»

Из письма главного бухгалтера Дениса Маликова,
г. Санкт-Петербург

Денис, реализация книжной продукции через интернет-магазин не подпадает под розничную торговлю (письмо от 29.11.07 №03-11-05/277).

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса ЕНВД платят при розничной торговле через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. метров, а также через нестационарные торговые точки или точки без торгового зала. Кроме того, под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ).

Реализация книг по договору комиссии через магазины другой торговой сети также не переводится на «вмененку», поскольку вы как собственник товара не ведете розничную торговлю. Но магазины, которые берут на реализацию ваши книги и продают их в розницу, переводятся на ЕНВД (письмо Минфина России от 25.11.09 № 03-11-06/3/275).

Статья напечатана в газете "УНП" № 47, 2009

 

Начать дискуссию