От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:
— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.
Унитарное предприятие и его виды
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему:
— на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);
— на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Кроме того, имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником Отражение ситуации в учетеСоздание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».
Проводки выглядят так:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 304 05 530«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале» |
Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 201 01 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов» |
Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 201 07 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте» |
Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 101 ХХ 410«Уменьшение стоимости основных средств» |
Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 102 01 420«Уменьшение стоимости нематериальных активов» |
Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 103 ХХ 430«Уменьшение стоимости непроизведенные активов» |
Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 105 ХХ 440«Уменьшение стоимости материальных запасов» |
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы) | 204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» | 401 01 171«Доходы от переоценки активов» |
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью(в части отрицательной разницы) | 401 01 172«Доходы от реализации активов» | 204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале» |
Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале) | 401 01 172«Доходы от реализации активов» | 204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале» |
Создавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.
Унитарное предприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):
— продавать;
— сдавать в аренду;
— отдавать в залог;
— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
— распоряжаться иным способом.
Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.
Обратите внимание: уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.
В отношении муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В таких случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Имейте в виду, на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Для муниципальных предприятий размер уставного фонда должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, уставный фонд такого предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.
Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.
А вот в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
А вот порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органом местного самоуправления.
Отчетность предприятияБухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль деятельности унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.
Ликвидация унитарного предприятияУнитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в бюджет (после завершения расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество передается собственнику — органу местного самоуправления).
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №2, февраль 2010 г.
Начать дискуссию