Учет в туризме

Возврат авиабилетов при их продаже через Интернет

Турфирма бронирует билеты по заказу клиентов через Интернет. Но бывает, что клиент отказывается от заказа (или уже от приобретенного билета) и фирме приходится уплачивать перевозчику штраф за аннулирование заявки в системе бронирования. Рассмотрим учет таких штрафов. Также предложим способы, которые позволят турфирме избежать штрафных санкций.

РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ ЗА ВОЗВРАТ БИЛЕТОВ
Согласно статье 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления (если правилами перевозчика не установлен льготный срок). Тогда пассажир должен получить обратно всю уплаченную перевозчику сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора. Однако его размер не может превышать 25 процентов от стоимости перевозки.

Цена авиабилета
Стоимость авиабилета (воздушной перевозки) складывается из тарифа на перевозку, аэропортовых и топливных сборов.  

Такой же размер штрафа за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до полета установлен в части XXIII «Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку» Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Они утверждены приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82.

На это же указано в постановлении ФАС Московского округа от 5 февраля 2002 г. № КГ-А40/252-02.

Таким образом, все авиабилеты, независимо от того, приобретались они на чартерный либо регулярный рейс (в офисе или через Интернет), подлежат возврату с выплатой определенной денежной суммы.

Однако все вышесказанное касается только российских перевозчиков. Иностранные авиакомпании могут удерживать с пассажиров, возвративших билеты, штраф в большем размере. На практике даже встречаются полностью невозвратные тарифы, иначе говоря, пассажиру, который по каким-то причинам не воспользовался перевозкой, деньги вообще не возвращаются.

Также нужно сказать о том, что штраф в размере 25 процентов за возврат билета действует по договору перевозки (он удостоверяется билетом), который заключен между перевозчиком и пассажиром.

Если же клиент приобретает билеты через турфирму, картина совсем иная.

Дело в том, что турфирма реализует билеты авиаперевозчиков как агент – по агентским договорам с авиакомпаниями. А в них перевозчик может установить для фирмы любой размер штрафа за отказ от билетов (скажем, часто устанавливается даже штраф за отмену бронирования билета в соответствующей системе). Естественно, что при заключении договора с клиентом на покупку для него авиабилета турфирма также пропишет в нем размер штрафа за отказ от перевозки в большем размере, чем установленные по закону 25 процентов. Поэтому, если клиент, купив билет через турфирму, затем отказался от него, ему могут вернуть сумму меньшую, чем 75 процентов от стоимости билета.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ШТРАФОВ
Штрафы, которые турфирма уплачивает авиакомпании за возврат билетов, включаются в бухучете в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В целях налогообложения прибыли эти суммы отражаются как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). А вот для турфирм на «упрощенке» штрафы в целях налогообложения не принимаются, поскольку они не предусмотрены закрытым перечнем разрешенных трат (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР
Турфирма «Морской берег» (как агент) продала клиенту билет по маршруту Москва – Хельсинки за 7500 руб. Однако через некоторое время клиент отказался от перевозки, за что фирма удержала с него 50 процентов от стоимости билета (именно такой размер штрафа предусмотрен агентским договором с перевозчиком).

Чтобы упростить пример, предположим, что к моменту возврата билета турфирма еще не начислила в учете вознаграждение за его продажу.

Итак, в учете турфирмы данная операция будет отражена следующими проводками (отметим, что билеты, полученные турфирмой у авиаперевозчика, отражаются на счете 006):

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 7500 руб. – отражена задолженность клиента за билет (на момент его бронирования в системе);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 7500 руб. – получена оплата за билет от клиента;

КРЕДИТ 006
– 7500 руб. – выдан билет клиенту;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»
КРЕДИТ 51

– 7500 руб. – перечислена оплата за билет перевозчику;

ДЕБЕТ 006
– 7500 руб. – возвращен билет клиентом;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 3750 руб. (7500 руб. × 50%) – отражен штраф за возврат билета, уплачиваемый авиакомпании;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»
КРЕДИТ 62

– 3750 руб. – отражена задолженность авиакомпании за возвращенный билет;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 50
– 3750 руб. – выплачены из кассы турфирмы деньги клиенту за возвращенный билет (за минусом удержанного с клиента штрафа);

ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 3750 руб – получены от авиакомпании деньги за возращенный билет на расчетный счет турфирмы.

КАК ТУРФИРМЕ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФОВ?
Многие турфирмы бронируют билеты по заказу клиентов через Интернет. И часто применяется такая схема: бронирование происходит, скажем, сегодня, а доставка билета и его оплата клиентом на месте – завтра.

Получив заявку на бронирование билета, турфирма вносит данные о пассажире в систему бронирования. Однако не исключено, что после этого клиент передумает лететь. И тогда турфирме придется аннулировать заказ, а это чревато штрафами для нее. Но в случае, когда отношения с клиентом виртуальные, турфирма не сможет переложить на него штраф, который она уплатила перевозчику. И чтобы избежать такой неприятной ситуации, можно предложить турфирме следующее:

1) ограничить срок онлайн-покупки (скажем, если до даты вылета остается менее 5-7 дней, производить выписку билета только в офисе продаж турфирмы);
2) ограничить срок действия брони (если авиабилеты не выкуплены до указанной даты, отменять неоплаченное бронирование);
3) применять электронные платежи через системы Яндекс.Деньги, WebMoney, через терминалы моментальной оплаты, банкоматы и отделения банков, а также с использованием платежных систем («Рапида», «Контакт»).

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №2, февраль 2010 г.

 

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год

В подписку включены не только обучение, консультации и разборы, но и проверка контрагентов. Поэтому, если сомневались — активируйте доступ прямо сейчас.

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год
9

Деятельность блогеров официально включат в ОКВЭД. 💃«Ночной бухгалтер» № 1897

В классификатор добавят четыре новых кода деятельности.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
ОФД

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

CNews Analytics представил рейтинг лидеров отрасли, которые не только упрощают работу с онлайн-кассами, но и помогают бизнесу принимать грамотные управленческие решения.

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Гэп — это разрыв в ценовом графике актива, который возникает, когда цена открытия торгового периода значительно отличается от цены закрытия предыдущего периода. 

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Как перейти на ОСН с УСН в случае добровольного отказа от дробления бизнеса

Еще раз про исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности: на что обратить внимание

В период подготовки отчетности иногда обнаруживаются ошибки, и в очередной раз думаешь, как исправить. Казалось бы, ПБУ 22/2010 подробно разъясняет, что делать, а многочисленные комментарии - как, но есть не вполне очевидные моменты, заслуживающие обсуждения.

Замена торг-12 на упд

Добрый день! Подскажите пожалуйста, хотим вместо отгрузочных документов торг-12+сч-ф выписывать упд. Можно ли начать прям с середины месяца? Или нужно дождаться...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Какого-то прямого запрета на изменение формы первичного учетного документа ни в ФСБУ 27/2021, ни в Законе о бухгалтерском учете...

Читать полностью
Банки

Клиенты банка смогут назначать доверенных лиц для подтверждения операций

Чтобы лучше защитить деньги на банковских счетах, власти разрешат клиентам выбрать доверенных лиц, которые будут разрешать или отклонять операции.

НДФЛ

За продажу автомобиля, который принадлежал вам менее 3 лет, надо отчитаться по 3-НДФЛ

Освобождаются от НДФЛ доходы от продажи транспортного средства, находившегося в собственности человека 3 года и более. Если человек владел автомобилем менее 3 лет, льготы по НДФЛ не будет.

Новости ФНС

96% СРО арбитражных управляющих работают в регистре ФНС

Арбитражные управляющие и СРО теперь могут получать информацию о должниках в режиме реального времени через сервис в регистре ФНС.

НДС

На овощные консервы хотят снизить НДС до 10%

Чтобы налоговые условия для производителей овощей и консервов из них были равны, депутаты собираются установить НДС в размере 10% на продажу обработанной продукции.

Обучение для бухгалтеров

Код периода и КБК для завтрашнего уведомления об удержанном НДФЛ

Завтра, 25 марта, крайний срок сдачи уведомления по ЕНП, в которое войдут зарплатные налоги — НДФЛ и взносы. Рассказываем, как заполнить уведомление без ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мошенники следят за домом через «умные» зубные щетки, началась мощная магнитная буря, а на покупку билетов будет «период охлаждения»

Подготовили обзор главных событий дня — 24 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Госзакупки

Госдума приняла в первом чтении законопроект об унификации торгов

Единые правила проведения торгов позволят упростить процедуру предоставления имущества, снизить количество нарушений, повысить уровень конкуренции на торгах.

НДС на УСН

На услуги упрощенцев по техприсоединению НДС надо накручивать сверху

База по НДС – это цена рыночная товара, работы, услуги. На нее начисляют НДС. Это правило работает и по услугам по техническому присоединению.

Минфин пока что не думает вводить акциз на чипсы

Идеи запретить продажу чипсов детям, ввести на них акциз и ограничить рекламу пока что не дошли до Минфина.

Гособоронзаказ

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

Правильное формирование БЭН или ОЭПиН (базовые экономические нормативы, обоснованные экономические показатели и нормативы) — важная и непростая задача для исполнителей гособоронзаказа. Этот процесс требует не только точного распределения затрат, но и глубокого понимания взаимосвязи между различными нормативными документами, а также определенных навыков ведения переговоров.

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

С 1 сентября 2025 года будут маркировать больше сладостей и кондитерских изделий

В настоящее время проект постановления Правительства, разработанный Минпромторгом, проходит стадию регулирующего воздействия на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Теперь по-настоящему профессия: Блогеры попали в классификатор ОКВЭД

С 1 мая деятельность блогеров будет закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Бухгалтеры

Пост-знакомство. «Клерк», привет!

Всем привет! Давайте знакомиться, меня зовут Наталья, я работаю бухгалтером уже более 15 лет.

2

Интересные материалы

Работодатель не имеет права штрафовать сотрудника на испытательном сроке

За дисциплинарные нарушения работодатель может сделать замечание, выговор или вообще уволить сотрудника. Но оштрафовать работника нельзя.