Налоги, взносы, пошлины

Оцениваем условия труда работников

Производственная деятельность часто сопряжена с вредными или опасными условиями труда. Поэтому предприятиям необходимо правильно провести аттестацию рабочих мест для выплаты надбавок, выдачи работникам бесплатного молока, специальной одежды и других средств защиты. Избежать ошибок поможет анализ законодательства, разъяснений финансистов и арбитражной практики.
Порядок проведения аттестации

Согласно нормам Трудового кодекса РФ, аттестация рабочего места* представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Об этом сказано в статье 209 Трудового кодекса РФ. Если таковые обнаружены, то их необходимо своевременно устранить. Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 (далее – Порядок).

 

* Рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть и которое прямо или косвенно контролирует работодатель (ст. 209 Трудового кодекса РФ). 

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Причем данное мероприятие отнюдь не разовая акция, и рабочие места оцениваются не только в момент их создания – аттестацию проводят не реже одного раза в пять лет (случаи, когда необходимо использовать результаты аттестации – в рубрике «Для справки» на стр. 76).

 

НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЧРЕВАТО САНКЦИЯМИ

Если организация не проведет аттестацию рабочих мест, ее могут наказать.

Статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностного лица компании предусмотрен штраф в размере от 1000 до 5000 руб. А сама организация может быть оштрафована на сумму от 30 000 до 50 000 руб. Кроме того, деятельность фирмы могут приостановить на срок до 90 суток. За повторное нарушение руководитель дисквалифицируется на срок от одного года до трех лет.

 

ОЦЕНКА АНАЛОГИЧНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Можно избежать оценки каждого рабочего места, если на производственном предприятии есть аналогичные или предполагаемые аналогичные места.

К ним относятся такие рабочие места, на которых:
– требуются специалисты одной и той же профессии или должности;
– выполняются одни и те же профессиональные обязанности при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
– используют однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
– работы ведут в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
– используют однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– одинаково расположены объекты (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;
– существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени (п. 12 Порядка).

К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся места, имеющие перечисленные выше признаки, а также предполагаемые одинаковые условия труда.

Оценка вредных и опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах может быть произведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких мест (но не менее двух).

 

ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ

На заключительном этапе аттестации комиссия должна оценить фактическое состояние условий труда на рабочих местах. В результате рабочее место признается аттестованным и ему присваивается соответствующий класс вредности, опасности и травмобезопасности.

Кроме того, оно оценивается с точки зрения необходимости выдачи работникам средств индивидуальной защиты (п. 41, 42 Порядка).

По окончании аттестации у компании должен быть следующий комплект документов:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации, а также сводная ведомость рабочих мест организации с итогами их аттестации;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (п. 45 Порядка).

Заметим, что Порядок содержит шаблоны большинства документов, что в значительной степени облегчает работу по оформлению аттестации. Хранить такие документы нужно в течение 45 лет (п. 8 Порядка).

После того как все документы оформлены, необходимые материалы следует направить в трудовую инспекцию (п. 46 Порядка). Однако сроки для этого нормативно не установлены. Но затягивать все-таки не стоит.

Направление документов в разумные сроки позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов.

 

Результаты аттестации важны для налогового учета

Действительно, в определенных случаях результаты аттестации могут помочь предприятию снизить налоговую нагрузку.

Так, по мнению Минфина России, только при наличии аттестации рабочих мест организация имеет право учесть стоимость бесплатно выдаваемой спецодежды и молока в составе материальных расходов при расчете налога на прибыль (письма Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-03-06/1/550, от 24 июня 2009 г. № 03-03-06/1/425).

Аттестация рабочих мест необходима и для выплаты компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если они неустранимы при современном техническом уровне производства (письмо Минфина России от 4 июля 2007 г. № 03-04-06-01/211). Если у компании есть результаты оценки рабочих мест по условиям труда, то она может не начислять на сумму компенсации НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды, а также учесть указанные выплаты при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 217, п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ, подп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Но выводы Минфина России в некоторых случаях можно оспорить. Так, например, арбитражные суды считают, что законодательство не ставит в зависимость право компаний выдавать бесплатное молоко работникам, занятым на производстве с вредными условиями труда, от оценки рабочих мест. Поэтому даже при отсутствии результатов аттестации организация может учесть при расчете налога на прибыль указанные расходы (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2009 г. № А33-10708/
08-Ф02-448/09, ФАС Волго-Вятского округа от 3 октября 2008 г. № А31-8961/2006-15).

Признание затрат на проведение аттестацииВ налоговом учете затраты на аттестацию рабочих относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Так как аттестация рабочих мест в соответствии с Трудовым кодексом РФ обязательна для всех организаций, такие расходы экономически обоснованны (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Правда, признать их можно только в том случае, если мероприятие проведено в соответствии с Порядком и при наличии правильно оформленных документов.

Дополнительно скажем, что НДС по услугам на аттестацию рабочих мест, который предъявляют специализированные организации, принимается к вычету. Конечно, при соблюдении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 171 и пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.
 КОГДА РАСХОДЫ НА АТТЕСТАЦИЮ УМЕНЬШАЮТ ВЗНОСЫ

Компании могут компенсировать расходы на аттестацию рабочих мест за счет средств ФСС России, когда ее проводят в целях предотвращения несчастных случаев на производстве (приказ Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н).

Правда, для этого аттестацию должна про-водить специально аккредитованная организация и компания должна представить в территориальные органы ФСС России пакет необходимых документов о результатах оценки рабочих мест.

За счет средств ФСС России можно списать не более 20 процентов расходов на аттестацию от суммы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, фактически начисленных в предыдущем году, за вычетом расходов фонда на выплату пособий по травматизму за тот же период.
Финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда происходит в форме зачета страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, которые были начислены в текущем году.

То есть организация в обычном режиме начисляет страховые взносы, но не перечисляет их при этом в ФСС России.

Расходы на аттестацию рабочих мест за счет средств ФСС России в налоговом учете не отражаются. Отражение ситуации в бухгалтерском учетеЗатраты организации на проведение мероприятий по обеспечению охраны труда, предусмотренных законодательством, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Они списываются на расходы единовременно в периоде их осуществления (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

ПРИМЕР
ООО «Магма» провело в 2010 году аттестацию рабочих мест с привлечением специализированной организации. Стоимость работ составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). На финансирование мероприятий по аттестации разрешено использовать 15 процентов от суммы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, начисленных за прошлый год. За 2009 год начислено взносов в сумме 84 000 руб. Сальдо расчетов с территориальным отделением ФСС России по взносам на травматизм на 1 января 2010 года равно нулю. Страховые взносы на травматизм за январь 2010 года составили 13 000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 118 000 руб. – оплачены расходы на проведение аттестации;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – отражен «входной» НДС;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– 12 600 руб. (84 000 руб. х 15%) – отражена сумма средств, выделенных ФСС России на финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. – отнесена на затраты стоимость аттестации;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20
– 10 677,97 руб. (12 600 руб. – 12 600 руб. х 18% : 118%) – учтены расходы, финансируемые за счет средств ФСС России;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19
– 1922,03 руб. (12 600 руб. х 18% : 118%) – списана часть «входного» НДС за счет средств целевого финансирования;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 16 077,97 руб. (18 000 – 1922,03) – предъявлен к вычету «входной» НДС;

ДЕБЕТ 20
КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию»

– 13 000 руб. – начислены взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве за январь 2010 года;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию»
КРЕДИТ 76

– 12 600 руб. – зачтена сумма средств целевого финансирования мероприятий по аттестации в счет уплаты страховых взносов за январь 2010 года;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию»
КРЕДИТ 51

– 400 руб. (13 000 – 12 600) – перечислена в ФСС России часть взносов.

Обратите внимание: в Минфине России полагают, что в случае уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, налог к вычету не принимается (письма Минфина России от 31 августа 2009 г. № 03-07-14/91, от 1 апреля 2009 г. № 03-07-11/98).

Однако и в этом случае точка зрения финансового ведомства не бесспорна. Поэтому в большинстве случаев суды поддерживают организации и разрешают принимать к вычету НДС по услугам, финансируемым из бюджета (определение ВАС РФ от 16 мая 2007 г. № 3266/07, постановления ФАС Поволжского округа от 19 августа 2008 г. № А65-27753/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2007 г. № А75-8520/2006). Хотя судебные акты с противоположным решением тоже в практике встречаются (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. № Ф04-2916/2005(27462-А70-31)). Но несмотря на это, на наш взгляд, в случае возникновения спора с налоговой инспекцией у компаний есть хороший шанс выиграть судебное разбирательство. Главное грамотно обосновать свою позицию.
 

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №2, февраль 2010 г.

 

69%

Старт обучения 15 марта 2025

Учет НДС — 2025

Разберитесь во всех изменениях в НДС 2025 года. Научитесь работать с НДС в любых ситуациях. Удостоверение о повышении квалификации на 120 ак.ч.

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

💎Прямой репортаж с VII Всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» «БУХВЕСНА-2025»

Наконец-то! Более 250 бухгалтеров в зале и более 500 пользователей онлайн собрались на седьмой конференции «Клерка». В этом посте мы публикуем прямой репортаж с фото и интересными моментами с мероприятия. В посте будут эксклюзивные скрины из презентаций, а также цитаты и тезисы из выступлений. Добавляйте пост в избранное!

💎Прямой репортаж с VII Всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» «БУХВЕСНА-2025»
13

Страховые взносы в 2025 году: тарифы, новые правила для МСП, заявления в СФР, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма

В 2025 году произошли изменения в тарифах взносов, касающиеся малого и среднего бизнеса, предпринимателей, а также обрабатывающих производств. Подробнее об этом и других изменениях в СФР, о которых нужно знать каждому работодателю.

Страховые взносы в 2025 году: тарифы, новые правила для МСП, заявления в СФР, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма

Военкоматы переходят на цифру: как данные граждан будут собирать из федеральных систем

С ноября 2024 года в России функционирует единый реестр воинского учета, который автоматизирует процессы постановки на учет, актуализации данных и уведомления граждан через портал Госуслуг.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Несоблюдение контрольных соотношений из письма ФНС при заполнении декларации НДС не критично

ФНС разработала новые контрольные соотношения к декларации. Их количество увеличилось с 57 до 65.

Несоблюдение контрольных соотношений из письма ФНС при заполнении декларации НДС не критично

При УСН в декларации НДС тоже будет раздел 8 с данными из книги покупок

Даже если при УСН компания применяет пониженный НДС 5% и 7% без права на вычет, это не значит, что в ее декларации по НДС не будет раздела с вычетами.

Эксперт дала расшифровку кодов ошибок в декларации по НДС

После сдачи декларации по НДС налоговики часто присылают требования о подаче пояснений. Все выявленные расхождения указаны в виде кодов в приложении к требованию.

Эксперт дала расшифровку кодов ошибок в декларации по НДС
Роман

Нюансы заполнения З-НДФЛ от продажи недвижимого имущества в ЛК ФЛ

Добрый день!

Давно не заполнял 3-НДФЛ в личном кабинете, мне кажется раньше проще было.

Сейчас можно выбрать проданное имущество из списка, но тут же и проблема. По...

Читать полностью

Эксперт:

Александр Анищенко

Александр Анищенко
Эксперт

Добрый день!

Я бы посоветовал выделить с кодом 1512. Все-таки это недвижимое имущество.

Организация перешла на авансовые платежи по налогу на прибыль: как их рассчитывать

Если раньше организация уплачивала налог на прибыль ежемесячно, то непонятно: как рассчитывать авансы по платежу. Разбираемся, как рассчитывать налог и отражать в декларации авансы.

Организация перешла на авансовые платежи по налогу на прибыль: как их рассчитывать

Как в 1С:ЗУП начислять суточные по заграничной командировке

Начисление суточных по командировке нужно отражать в 1С. Разбираемся, как добавить в программу начисление суточных, которые не облагаются НДФЛ.

Как в 1С:ЗУП начислять суточные по заграничной командировке

Производители кормовых и пищевых добавок получат господдержку

Предприниматели смогут возместить 20% прямых затрат на модернизацию и создание производства добавок в сфере животноводства и выращивания продуктов питания.

Организация перешла на ОСНО: можно ли признать пени по задолженности в расходах

Когда организация переходит с УСН на ОСНО, то возникает переходный период. Разбираемся, можно ли на ОСНО учесть суммы пеней, появившиеся при использовании упрощенки.

Организация перешла на ОСНО: можно ли признать пени по задолженности в расходах

VII Всероссийская бухгалтерская конференция «БухВесна-2025». Надежда Самкова: ненавижу НДС из-за постоянных требований

Участники собираются, спикеры волнуются, мы сами, как в первый раз в первый класс. Ведущие невероятно красивые))) Буду вам рассказывать, что интересного происходит на конференции, следите в течение дня за этим постом.

VII Всероссийская бухгалтерская конференция «БухВесна-2025». Надежда Самкова: ненавижу НДС из-за постоянных требований
11

Как производственная компания вышла на новый уровень благодаря автоматизации бизнеса с помощью CRM-системы

В этой статье, Антон Пронский, директор Группы Компаний «ГИТС» расскажет, как его команда успешно автоматизировала предприятие с помощью CRM-системы Битрикс24.

Как производственная компания вышла на новый уровень благодаря автоматизации бизнеса с помощью CRM-системы
УСН

Как правильно работать на УСН в 2025 году? Смотрите видео!

Разберитесь во всех изменениях в работе предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, чтобы избежать ошибок в работе и правильно заполнить декларацию по УСН за 2024 год.

Неделя новых курсов на «Клерке»! Успейте записаться по специальным ценам первого потока

Мы учли изменения в законодательстве и записали четыре абсолютно новых курса по учету на ОСНО, УСН, ведению кадрового и воинского учета, а также обновили важные курсы, которые вам нужны для сдачи отчетности. Поспешите — ученикам первого потока доступна специальная цена!

Неделя новых курсов на «Клерке»! Успейте записаться по специальным ценам первого потока
Маркетинг

SEO-статьи могут поднять вас на топовые позиции в поисковых системах

Хорошая SEO-статья способна на многое: привлечь новых клиентов и увеличить конверсию, улучшить пользовательский опыт и повысить лояльность аудитории. И, конечно, вывести вас в топ в поисковых системах — это главная цель SEO-оптимизации. Рассказываем, почему SEO-продвижение остается актуальным и делимся успешным кейсом «Клерка».

SEO-статьи могут поднять вас на топовые позиции в поисковых системах

ЦБ предложил трехлетний эксперимент для сделок с криптовалютой

Банк России подготовил предложения по запуску трехлетнего эксперимента, который разрешит ограниченному кругу инвесторов совершать сделки с криптовалютами при выполнении строгих финансовых критериев.

Новые правила расчета гостей в общепите с 1 марта 2025 года

Раньше недобросовестные владельцы заведений общепита не выдавали официальные чеки гостям, заменяя их пречеками и занижая тем самым сумму налогов. С 1 марта воспользоваться этой лазейкой больше не получится — ФНС изменила последовательность расчетов. Сначала чек — затем оплата. Рассказываем подробности.

Новые правила расчета гостей в общепите с 1 марта 2025 года

Нельзя сдать на бумаге заключительную бухотчетность за присоединенное юрлицо, даже если в программе нет нужного функционала

Годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность представляют только на бумаге.

Как отчитываться по доходам в 2025 году: гайд для бизнеса

Изменение ставки налога на прибыль с 2024 года на 25% в 2025 году (Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ) создает необходимость детального понимания правил учета доходов, особенно по договорам, заключенным в прошлых годах. Разберем все нюансы, чтобы вы могли правильно отчитаться и избежать проблем с налоговой.

Как отчитываться по доходам в 2025 году: гайд для бизнеса

Интересные материалы

Студенты-очники могут официально работать и по совместительству

Законодательство не запрещает студентам очной формы обучения совмещать основную работу с дополнительной, при условии выполнения требований к продолжительности труда и безопасности.