ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Сразу отметим, что в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (далее - Закон о торговле) особое внимание сконцентрировано на регулировании торговли продовольственными товарами.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ...
Законодатель в числе основных понятий нового закона дает определение таких товаров. К ним относятся продукты, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.
Обратите внимание: в сферу регулирования нового закона не попала товарная группа, которая также широко представлена в розничных торговых сетях, - ее традиционно принято обозначать как промышленные или непродовольственные товары (бытовая химия, средства гигиены, парфюмерия и косметика, бытовая техника и т. п.).
...И ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ
Статья 2 Закона о торговле вводит в правовой и, как следствие, повседневный оборот определения целого ряда принципиальных понятий. Речь идет, в частности, о таких терминах, как торговая деятельность, оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект.
Также важное значение имеет определение торговой сети, сформулированное в статье 2 нового закона. Под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ
Принципиальное значение имеет статья 9 Закона о торговле, которая определяет права и обязанности розничных компаний и поставщиков, связанные с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В частности, установлена взаимная обязанность торговых сетей и поставщиков обеспечивать открытость доступа к информации об условиях отбора контрагентов для заключения соответствующих договоров. Такая информация должна быть размещена на интернет-сайтах либо бесплатно предоставлена в течение 14 дней со дня получения письменного запроса.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ОБЪЕМ ЗАКУПОК
Новый закон устанавливает, что стороны договора поставки продовольственных товаров могут предусмотреть вознаграждение, которое поставщик выплатит розничной фирме за определенный объем закупок. Однако в отношении данного поощрения введен ряд ограничений.
Во-первых, размер такой премии не может превышать 10 процентов от стоимости купленной продукции.
Во-вторых, сумма данного вознаграждения не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Следуя буквальному толкованию этой нормы, можно сделать вывод о том, что премирование возможно только в денежной форме без каких-либо льготных поставок товаров. Иными словами, вознаграждение не может быть предоставлено, например, в виде скидки, уменьшающей цену товаров.
В-третьих, при покупке отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (их перечень утверждает Правительство РФ) устанавливать такое вознаграждение вообще запрещено.
В-четвертых, иные виды вознаграждений (не за объем закупок) договор поставки предусматривать не может. В частности, установлено, что включать в договор поставки условие о плате за продвижение продуктов питания (рекламирование, маркетинг, мерчандайзинг и т. п.), которую оптовый поставщик перечисляет розничной фирме, запрещено.
ПЛАТА ЗА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Правда, это не означает, что розничная сеть вовсе не может оказывать подобные услуги поставщику. Действия по рекламированию продуктов, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут осуществляться в рамках отдельного договора возмездного оказания услуг.
Выходит, получить денежное вознаграждение от поставщика розничная фирма может в двух случаях:
- превысив определенный объем закупок продовольственных товаров (в соответствии с договором поставки);
- оказав поставщику услуги по продвижению товаров (согласно договору возмездного оказания услуг).
Тем самым установлен законодательный запрет на пути существовавших ранее многочисленных бонусов, которые был обязан выплачивать поставщик торговых сетей, например по факту открытия новых магазинов или «за вход» в розничную сеть. Вместе с тем нельзя исключать, что торговые сети будут настойчиво предлагать своим потенциальным поставщикам увязать заключение договора поставки с договором на предоставление соответствующих услуг. При этом законодатель не предъявляет серьезных требований к содержанию такого договора, и в первую очередь к размеру вознаграждения торговой сети за оказанные услуги. На наш взгляд, было бы логичным существование предельного размера вознаграждения за оказанные услуги, привязанного к стоимости поставленных товаров.
СРОКИ ОПЛАТЫ ПРОДУКЦИИ УСТАНОВЛЕНЫ ЗАКОНОМ
Новый закон определяет четкие сроки оплаты продовольственных товаров. Они зависят от сроков годности самих продуктов. А именно:
- товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня их приемки розничной сетью;
- товары, срок годности которых составляет от 10 до 30 дней включительно, должны быть оплачены в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня их приемки магазинами;
- товары со сроком годности свыше 30 дней (а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации) подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня их получения торговой компанией.
Не вызывает сомнения, что установление достаточно жестких сроков, в течение которых розничная фирма должна рассчитаться с продавцом, является выгодным для поставщиков, которые теперь смогут более эффективно планировать собственную деятельность, не «выпрашивая» свои деньги. Вместе с тем соблюдение таких сроков потребует от торговцев, и в первую очередь от розничных сетей, пересмотра своей финансовой политики, которая во многом строилась на получении фактически бесплатного кредитования со стороны поставщиков.
Важно отметить, что указанные сроки не предполагают их корректировки в договоре. Таким образом, условия любого договора поставки продовольственных товаров, в котором предусмотрены сроки, отличные от тех, что определил законодатель, будут считаться ничтожными.
ПОСТАВЩИК ОБЯЗАН ВОВРЕМЯ ПЕРЕДАТЬ ДОКУМЕНТЫ
Заметьте: обязанность покупателя по оплате товаров в сроки, установленные Законом о торговле, возникает при условии, что поставщик выполнил свои обязательства по передаче документов, относящихся к поставкам продукции. Таковыми могут быть документы, подтверждающие качество поставляемых продовольственных товаров (сертификаты), а также товаросопроводительные бумаги (накладные, счета-фактуры и т. п.).
Закон о торговле содержит специальное положение о том, что в случае, если поставщик не передает или отказывается передать покупателю необходимые документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления этих бумаг (по запросу торговой фирмы). Иными словами, поставщик, нарушающий установленные Гражданским кодексом РФ обязанности передать документы на товар, не вправе рассчитывать на то, что торговая компания будет пунктуальна в соблюдении сроков оплаты.
КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕЛЬЗЯ НАВЯЗЫВАТЬ
Статьей 13 Закона о торговле установлен широкий перечень запретов, адресованных торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров в торговые сети. В частности, запрещено выдвигать дискриминационные требования, а также навязывать контрагентам такие условия, как:
- предоставление партнеру сведений о заключаемых договорах с другими контрагентами, ведущими аналогичную деятельность;
- внесение платы за право поставок продовольственных товаров в торговые сети;
- внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
- возврат поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, когда такой возврат допускается или предусмотрен законодательством РФ).
Формулировка, используемая законодателем («навязывать контрагенту условия»), не совсем удачна. Ведь если поставщик в «добровольно-принудительном» порядке соглашается на не очень выгодные для себя условия (например, на возврат товаров), то это отнюдь не означает, что навязывания нет, а есть добровольное заключение договора. По нашему мнению, в контексте статьи 13 Закона о торговле условия договоров, которые запрещается навязывать, являются теми условиями, которые вообще не должны включаться в договор.
В противном случае во многом обесценивается смысл самого Закона о торговле.
ДОГОВОР КОМИССИИ ПОД ЗАПРЕТОМ?
В числе ограничений, установленных статьей 13 Закона о торговле, следует также отметить запрет на продажу продовольственных товаров с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Формально это означает, что теперь поставщик не может передать магазинам продукты на реализацию в рамках посреднического договора, а должен быть заключен только договор поставки.
Однако представляется, что данный запрет не в полной мере соответствует гражданскому законодательству РФ. Ведь Гражданский кодекс РФ (в частности, глава 51, регулирующая комиссионные сделки) не содержит подобных ограничений. В связи с этим нельзя исключать судебных разбирательств, инициированных заинтересованными сторонами.
КОГДА ВМЕШАЕТСЯ ГОСУДАРСТВО
Немалое значение в новом законе придается методам государственного регулирования торговой деятельности, полномочиям Правительства РФ, региональных и муниципальных властей.
В частности, особо оговорено, что в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо субъекта РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров составит 30 и более процентов, Правительство РФ примет соответствующие меры. А именно: оно вправе установить предельно допустимые розничные цены на такие товары в данном регионе на срок не более чем 90 календарных дней (ст. 8 Закона о торговле).
КРУПНЫМ СЕТЯМ ЗАПРЕЩЕНО РАСШИРЯТЬСЯ
И в заключение скажем еще об одном ограничении, которое установлено статьей 14 Закона о торговле. Речь в ней идет о розничных сетях, доля товарооборота которых (в денежном выражении) превышает 25 процентов объема всех реализованных в регионе продовольственных товаров за предыдущий финансовый год. Таким организациям запрещено приобретать или арендовать (в границах соответствующего субъекта РФ) дополнительные площади для ведения торговой деятельности.
Сделки, совершенные с нарушением названного положения, ничтожны. Очевидно, что столь суровое для торговых сетей требование направлено на предотвращение монополизации региональных и местных рынков.
Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №3, март 2010 г.
Комментарии
2Интересно, а в Законе есть такое право у мэров, запрещать на время выборов торговать пивом в стекляных бутылках. Если, есть документ не покажу.
ты не был не что мэром, а даже руководителем нескольких сотен людей.