– транспортные средства зарегистрированы на сельхозпроизводителей;
– машины используются в работах, непосредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции.
О том, кто признан сельхозтоваропроизводителем в отношении транспортного налога, в Налоговом кодексе РФ не сказано. Зато там говорится, кто считается сельхозпроизводителем для перехода на единый сельскохозяйственный налог (ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).
Однако чиновники полагают, что, применяя льготу по транспортному налогу, необходимо ориентироваться не на Налоговый кодекс РФ, а на Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05*.
* Текст письма опубликован в рубрике "Нормативная база/архив документов"
Итак, сельскохозяйственные производители в отношении транспортного налога – это организации или индивидуальные предприниматели, которые производят сельхозпродукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а затем реализуют. Доля дохода от ее реализации должна составлять не менее 70 процентов за календарный год, а сама продукция может быть только из Перечня, который утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 (далее – постановление № 446).
Таким образом, для того чтобы воспользоваться льготой по транспортному налогу за 2009 год, организация должна соответствовать статусу сельхозпроизводителя в этом же периоде. То есть доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за 2009 год должна составлять не менее 70 процентов. При этом имеется в виду продукция, которая указана в Перечне постановления № 446.
Льготу необходимо подтвердить Итак, чтобы воспользоваться льготой по транспортному налогу, организация должна подтвердить статус сельхозпроизводителя. Для этого в инспекцию надо представить расчет доли произведенной сельхозпродукции в общем объеме продукции за налоговый период. Об этом сказано в пункте 17.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. На этом повсеместно настаивают налоговики, и суды их поддерживают (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2007 г. № А65-14601/2006-СА2-8). Правда, есть судебные решения с противоположными выводами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2005 г. № А26-6893/04-24).
На наш взгляд, безопаснее всего подать в налоговую инспекцию расчет и подтвердить статус сельхозпроизводителя, чтобы избежать лишних проблем.
ТЕХНИКА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если организация применяет технику не только для производства сельхозпродукции, но и для других работ, то она не лишается права применять льготу по транспортному налогу. Об этом сообщили специалисты Минфина России в письме от 5 июня 2006 г. № 03-06-04-04/22.
Чиновники не против, чтобы техника использовалась в других целях. Главное, чтобы при этом она обязательно участвовала в производстве сельхозпродукции. Подтвердить это компания сможет соответствующими первичными документами. Они утверждены приказами Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68 «Об утверждении унифи-
цированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья». Так, например, фактическое использование молоковозов по назначению может быть подтверждено товарно-транспортной накладной (молсырье) по форме № СП-33.
Что признается спецтехникой В паспорте транспортного средства, выданного ГИБДД или Гостехнадзором, должно быть указано, что автомобиль является трактором, комбайном или специальной автомашиной. Только в этом случае можно применить льготу.
Если в документах будет указана другая информация, например «грузовой автомобиль», то транспортный налог придется заплатить в общеустановленном порядке. Даже в том случае, если этот автомобиль фактически используется для сельскохозяйственных работ. На таком подходе настаивает Минфин России: письма от 22 ноября 2007 г. № 03-05-06-04/42, от 17 августа 2007 г. № 03-05-06-04/35.
Аналогичное мнение у налоговиков – письмо ФНС России от 6 июля 2007 г. № 18-0-09/0204. Суды также на стороне чиновников – постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2620/07 и от 28 апреля 2007 г. № 2965/07.
Однако со спецтехникой не все так однозначно. Далеко не всегда в паспорте транспортного средства указывается, что машина является специальной. Иногда туда просто вписывают наименование транспортного средства.
В подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ уточнено, что можно считать специальными автомашинами. Это молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания.
Однако это далеко не весь перечень. Полный список спецтехники приведен в Общероссийском классификаторе* основных фондов ОК 013-94 под кодами 14 3410040 и 15 3410040.
* Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.
Если в паспорте транспортного средства указано, например, «сахаровоз», то льготу по налогу применять можно. Так как сахаровоз относится к спецтехнике (код 15 3410367).
Если же модель транспортного средства не указана в классификаторе, то льготу применять нельзя. Такой подход разделяют арбитражные суды – постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. № А74-111/06-Ф02-3541/06-С1.
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №4, апрель 2010 г.
Начать дискуссию