Отчетность

Сдаем отчетность через интернет

При сдаче отчетности за I квартал 2010 года следует помнить, что ФНС России разработала Методические рекомендации по организации сдачи налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. О том, как отчитаться перед налоговой в электронном формате, и поговорим.
СОЗДАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ БЫЛО НЕОБХОДИМО
Итак, приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (текст документа — на сайте www.budgetnik.ru). Они заменили ранее применявшийся аналогичный документ — Методические рекомендации, утвержденные приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@. Также больше не понадобится Временный регламент обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам (утвержден приказом ФНС России от 6 февраля 2008 г. № ММ-3-6/50@).

АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН В ЭЛЕКТРОННОМ ДОКУМЕНТООБОРОТЕ
Рассмотрим последовательность действий поэтапно.

Cоставляем и отправляем отчетность
Учреждение (его представитель) формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с порядком ее заполнения по утвержденному формату, подписывает ее электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

Если декларация формируется и направляется доверенным представителем, он фиксирует в файле свою подпись. Кроме того, в составе направляемых документов должно быть информационное сообщение о реквизитах доверенности. Ранее таких требований не было (форма такого сообщения приведена в приложении № 1 к Методическим рекомендациям).

Далее налогоплательщик шифрует файл с декларацией и формирует так называемое транспортное сообщение. Если транспортное сообщение формирует представитель налогоплательщика, то декларация и сообщение о доверенности включаются в одно транспортное сообщение. В таком виде электронные документы направляются в адрес налоговой инспекции через спецоператора, от которого в течение двух часов должно прийти подтверждение. С требованиями к структуре транспортного сообщения, передаваемого по телекоммуникационным каналам связи, можно ознакомиться в приказе ФНС России от 26 марта 2009 г. № ММ-7-6/141@, которым утвержден Унифицированный формат транспортного сообщения (документ размещен на сайте www.budgetnik.ru).

Далее спецоператор направляет учреждению (представителю) документ «Подтверждение даты отправки электронного документа». Его форма приведена в приложении № 2 к Методическим рекомендациям. В нем указываются реквизиты, характеризующие завершение соответствующего этапа документооборота. Подписанную ЭЦП декларацию (сообщение о реквизитах доверенности) следует сохранить.

Отправляем извещение
Получив от спецоператора подтверждение даты отправки электронного документа (документов), в течение суток следует сформировать извещение о получении подтверждения и отправить его в адрес спецоператора (форма документа приведена в приложении № 4).

Документ также сохраняется отправителем-налогоплательщиком или его представителем.

Проводится первичная проверка
Дальнейшие действия будут зависеть от правильности и корректности электронного документа.

Налоговики в первую очередь проверяют имя отправителя, его полномочия, тип сообщения, соответствие вложения в файле, уникальность имени файла, соответствие требованиям Унифицированного формата транспортного сообщения, подлинность ЭЦП отправителя. Все эти мероприятия проводятся автоматически при приеме электронного документа от спецоператора (подробно алгоритм проверки документов на этапе приема его в налоговом органе описан в разделе I приложения № 6 к Методическим рекомендациям).

Если электронный документ не соответствует критериям проверки, в налоговой инспекции автоматически сформируется сообщение об ошибке. В таком случае считается, что декларация в инспекцию не представлена. Поэтому следует устранить ошибки, заново сформировав электронный документ, и отправить его еще раз.

При положительном результате налоговый орган формирует извещение о получении электронного документа (документов). Оно отправляется в адрес налогоплательщика (представителя) в течение четырех часов с момента получения декларации. Отправителем будет инспекция, но получит учреждение (его представитель) такое извещение от спецоператора.

Далее чиновники продолжат первичный контроль электронного документа (не путайте с проверкой декларации) на предмет идентификации файла, проверки полномочий отправителя.

Если будут выявлены нарушения, учреждению отправят уведомление об отказе с указанием причин отказа. Причины могут быть различные — к примеру, недействующий формат налоговой декларации, недействующая ЭЦП, реквизиты отправителя декларации не совпадают с реквизитами владельца ЭЦП и др.

Форма уведомления об отказе в Методических рекомендациях не приводится. Дело в том, что она была утверждена ранее (приказом ФНС России от 25 февраля 2009 г. № ММ-7-6/85@).

Проводится окончательный контроль
По результатам успешно пройденного полного первичного контроля декларация (расчет) попадает в программный комплекс налоговиков для окончательного контроля.

При выявлении нарушений будет сформировано уведомление об отказе в приеме декларации (расчета) с указанием причин отказа.

Итак, входной контроль налоговиков делится на несколько этапов, позволяющих отсеивать ошибочные или некорректные документы на ранних стадиях. Отказ в приеме может произойти как на первичном, так и на окончательном этапе контроля электронной декларации.

При отсутствии нарушений налоговая декларация регистрируется в налоговой базе. В этом случае формируется квитанция о приеме. Ее форма в Методических рекомендациях также не приводится — она утверждена ранее приказом ФНС России от 25 февраля 2009 г. № ММ-7-6/85@.

Отметим, что действующим в настоящее время Временным регламентом предусматривается получение из налогового органа протокола входного контроля. Он может содержать информацию об ошибках или сообщение о прохождении входного контроля. Налогоплательщик обязан выслать в адрес налогового органа подписанный протокол. Методическими рекомендациями такие действия не прописаны.

При получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме налогоплательщик (представитель) не позднее следующего рабочего дня с момента получения информирует налоговый орган о получении такого документа.

Квитанция о приеме электронной декларации (расчета) подтверждает, что отчетность сдана. В случае, если в ходе дальнейшей обработки декларации будут выявлены ошибки или несоответствия, налогоплательщик должен представить уточненную декларацию.

Данные вводятся в общую базу
В инспекции декларация (расчет) проходит процедуру ввода. По ее результатам формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете). Эти документы отправляются налогоплательщику (представителю) через спецоператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документа в инспекцию.

Учреждение должно направить в инспекцию извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении.

После получения квитанции о приеме и извещения о вводе считается, что учреждение как налогоплательщик исполнило свои налоговые обязанности по представлению отчетности и заявленная в декларации (расчете) сумма налога учтена в его лицевом счете.

НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ
Методические рекомендации помимо требований к документам, правилам их хранения, процедурам взаимодействия участников процесса содержат описание действий при нештатных ситуациях в электронном документообороте.

К нештатным отнесены такие ситуации:
— несогласие участника информационного взаимодействия с решением о результате процедур электронного документооборота;
— невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота;
— нарушение работоспособности средств СКЗИ (средства криптографической защиты информации).

Когда нет возможности отправить установленные электронные документы в течение сроков, определенных Методическими рекомендациями, совместно со спецоператором в течение суток выявляют причины и принимают меры к разрешению сложившейся ситуации. Выходные и праздничные дни во внимание не принимаются.

Если и далее не удается разрешить нештатную ситуацию в нормативные сроки, налоговый орган создаст специальную комиссию. Она составит акт с указанием на разногласия, представленные на рассмотрение. Здесь отразятся результаты проверки, их оценка, а также обоснование принятого решения (документ будет составляться в простой письменной форме и заверяться собственноручными подписями участников спора).

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №4, апрель 2010 г.

Начать дискуссию