КТО КОНТРОЛИРУЕТ НАЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТУ ВЗНОСОВ
Порядок проведения проверок установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Им определено, что контроль за правильностью и полнотой уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют сами сотрудники этих фондов. Так, Пенсионный фонд РФ проверяет пенсионные взносы и взносы в фонды обязательного медицинского страхования. А ФСС России — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ
Камеральные проверки проводятся по местонахождению проверяющего органа. Предмет такой ревизии — отчетность плательщика взносов (расчеты по начисленным и уплаченным взносам, а также другие документы о деятельности страхователя, имеющиеся у фонда). Такова норма пункта 1 статьи 34 Закона № 212-ФЗ).
Для проведения «камералки» не требуется какого-либо специального решения руководителя органа контроля (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Основанием для такой ревизии является сам факт подачи отчетности по страховым взносам. Срок проверки — три месяца со дня представления плательщиком расчета.
Проверки ФСС России: возможен контроль расходов
Если речь идет о камеральных проверках расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то здесь существует некоторая особенность. В ходе таких ревизий ФСС России вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. В связи с этим контролеры могут истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов. Основание — пункт 7 статьи 34 Закона № 212-ФЗ.
Если выявлены ошибки и несоответствия
При проверке отчетности могут быть выявлены:
— ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам;
— противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
— несоответствия данных, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, которые имеются у органа контроля.
В таких ситуациях фонд обязан сообщить страхователю об обнаруженных ошибках (противоречиях, несоответствиях). И потребовать от учреждения представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в пятидневный срок. В свою очередь учреждение — плательщик взносов в ходе представления пояснений вправе дополнительно подать в орган контроля необходимые документы (выписки из регистров бухгалтерского учета или иные бумаги, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет). А проверяющие обязаны их рассмотреть (п. 5 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).
Когда контролеры составят акт
Допустим, после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов) специалисты фонда установили факт совершения правонарушения в сфере исчисления и уплаты страховых взносов.
В таком случае они составят акт проверки. Ревизоры обязаны это сделать не позднее чем в течение 10 дней с момента истечения срока камеральной ревизии.
В свою очередь учреждение-страхователь вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. К письменным возражениям можно приложить документы (заверенные копии), подтверждающие их обоснованность. Срок для таких действий плательщика взносов — 15 дней со дня получения акта.
Если же в результате контрольного мероприятия факты правонарушений не выявлены, то акт камеральной проверки не составляется и о ее результатах плательщика страховых взносов не информируют (п. 6 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).
ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ
Выездная проверка проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя контролирующего органа.
Заметьте: выездные проверки специалисты ФСС России и Пенсионного фонда РФ проводят совместно (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).
Периодичность и срок ревизии
Выездная проверка может охватывать максимум три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Назначать выездную проверку одного страхователя можно не чаще, чем раз в три года.
Исключение — случаи реорганизации или ликвидации учреждения. В таких ситуациях выездную проверку фонды осуществят независимо от времени проведения предыдущей ревизии.
Срок выездной проверки учреждения не может превышать двух месяцев. Он исчисляется с момента вынесения решени
до составления справки о проведенной проверке.
Полномочия проверяющих
Закон № 212-ФЗ позволяет представителям фондов проводить следующие мероприятия в ходе выездной проверки:
— доступ на территорию или в помещение для проведения выездной проверки;
— истребование документов при проведении ревизии.
Причем допустить проверяющих на свою территорию учреждение может только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя о проведении выездной проверки (п. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).
Представить контролерам документы учреждение обязано на основании требования об их представлении установленной формы (форма требования и других документов, которые применяются в ходе проверок, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н).
В рамках выездной ревизии представители Пенсионного фонда РФ проверяют правильность исчисления пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, а также бумаги, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Специалисты ФСС России, проводя ревизию взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, одновременно проверяют и правильность расходов на выплату соответствующих пособий.
Обратите внимание: перечень мероприятий налогового контроля значительно шире (ст. 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 97 Налогового кодекса РФ). По сравнению с налоговиками полномочия сотрудников внебюджетных фондов существенно ограничены. Так, при проверках уплаты страховых взносов нельзя опрашивать свидетелей, осматривать помещения, требовать документы у контрагентов учреждения, изымать документы и предметы, проводить экспертизу и т. п.
Выездная проверка может быть приостановлена
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов имеет право приостановить выездную проверку. Это можно сделать по следующим основаниям:
— для истребования дополнительных документов (информации), относящихся к предмету проверки;
— для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
— для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Причем общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (п. 18 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Однако, если запрашиваются бумаги от иностранных госорганов, срок приостановления может быть продлен до девяти месяцев.
Оформление результатов проверки
В последний день ревизии специалисты фондов должны составить справку о проведенной выездной проверке. В документе фиксируются ее предмет и сроки, затем справка передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.
Далее по результатам выездной проверки должен быть составлен акт в течение двух месяцев со дня оформления справки о контрольном мероприятии (п. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт подписывают чиновники, проводившие ревизию, и проверяемый (его уполномоченный представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.
Как и в случае с камеральными проверками, учреждение вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте выездной ревизии, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов — 15 дней со дня получения акта.
РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК…
Материалы проверок (как камеральных, так и выездных), в том числе акт и письменные возражения по нему, передаются на рассмотрение руководителю органа контроля за уплатой страховых взносов. На изучение материалов отводится 10 дней — они отсчитываются с момента истечения срока представления возражений по актам проверок. Срок рассмотрения материалов может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).
Учреждение-страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов (п. 5 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).
В итоге руководитель контролирующего органа выносит одно из следующих решений:
— о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения;
— об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.
Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения страхователю. На основании уже вступившего в силу решения учреждению направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа (в случае привлечения его к ответственности за совершение правонарушения).
…МОЖНО ОБЖАЛОВАТЬ
Решение контролирующего органа, вынесенное по итогам проверки, можно обжаловать в вышестоящий орган или суд. Причем разрешается подавать обе жалобы как одновременно в обе инстанции, так и последовательно — сначала в вышестоящий орган, а затем в суд (п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).
Срок для подачи жалобы в вышестоящие органы ФСС России или Пенсионного фонда РФ — три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Решение по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен для получения необходимых документов или информации у нижестоящих контролирующих органов. О принятом решении вышестоящая инстанция должна сообщить заявителю в течение трех дней.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №4, апрель 2010 г.
Начать дискуссию