Учет займов и кредитов

Автотранспорт в лизинг для предприятий

Такое понятие как «лизинг» в последние годы постоянно на слуху – этот термин регулярно встречается на страницах деловой прессы, звучит с экранов телевизоров, он неизвестен разве что младенцу.

Такое понятие как «лизинг» в последние годы постоянно на слуху – этот термин регулярно встречается на страницах деловой прессы, звучит с экранов телевизоров, он неизвестен разве что младенцу.

И это вполне понятно: договор финансовой аренды (лизинга) является крайне удобной сделкой, которая успешно объединяет в себе черты кредита, инвестирования и аренды с выгодными условиями. Лизинговые правоотношения в нашей стране регулируются с помощью Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», а также Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).  

Суть лизинга сводится к получению производственной или торговой компанией какого-либо оборудования на время во владение и пользование, тогда как право собственности на него принадлежит другому лицу. В этом случае право собственности будет ограниченно, так как лизинговой компании остается лишь одно из трех правомочий собственника – право распоряжаться имуществом, но такой собственник может при определенных условиях изъять вещь из владения и пользования не собственника-лизингополучателя. 

Права же лизингополучателя ограничены необходимостью использовать взятое в лизинг оборудование или транспорт лишь в предпринимательских целях. С появлением лизинга перед бизнесом, все равно малым, средним или большим, открылись новые перспективы, ведь теперь необязательно затрачивать колоссальные средства на приобретения дорогостоящих средств производства, оборудование или автотранспорт - достаточно взять его в своеобразную аренду, заключив договор лизинга.

Получить по договору лизинга можно лишь непотребляемые вещи с долгим сроком службы, как-то: недвижимость, транспорт, станки, имущественные комплексы и т.п. Нельзя взять в лизинг землю, а также вещи, запрещенные к обороту на территории России – в частности оружие, космические объекты, или ограниченные в торговом обороте. Давайте подробнее рассмотрим, кто является сторонами данного договора, какими правами и обязанностями по отношению друг к другу они обладают.
Договор лизинга является двухсторонним, но он тесно связан с другим договором – купли-продажи имущества, передаваемого в лизинг, а потому в нем задействованы три субъекта:

  • Лизингополучатель (он же Клиент).

В этом качестве может выступать юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (ИП) или физическое лицо, которое испытывает потребность в конкретном дорогостоящем оборудовании или средствах производства и желает его приобрести с помощью лизинговой компании, чтобы использовать в предпринимательских целях.

  • Лизингодатель.

Им также может быть юридическое лицо, ИП или гражданин, который за свой счет покупает требуемое Клиенту оборудование, получает его в собственность, а затем передает в пользование Лизингополучателю на определенный срок в обмен на ежемесячные выплаты определенной суммы. Возможен вариант с последующим переходом права собственности на вещь к Лизингополучателю.

  • Продавец.

Стороннее юридическое лицо, которое продает Лизингодателю необходимое Клиенту имущество по договору купли-продажи. Причем возможно оговорить в договоре лизинга, что Продавца как и имущество, подлежащее передаче в лизинг, выбирает Лизингодатель, но по общему правилу право выбора за Лизингополучателем.

Предприятию имеет смысл  прибегнуть к помощи лизинговой компании в следующих ситуациях:

  • если у компании недостаточно собственных денежных средств для приобретения нужного для нужд производства оборудования или транспортных средств;
  • если фирме недостает заемных средств или нет возможности их получить для достижения той же цели;
  • если компании необходимо срочно обновить автопарк или заменить сложное оборудование с высокой степенью износа;
  • если владельцу компании  не нужны на балансе дорогостоящие активы;
  • если есть желание сократить базу, подлежащую налогообложению;

Преимущества лизинга бесспорны и несомненны, вот лишь некоторые из них:

  • Договор финансовой аренды проще заключить, чем кредитный договор – нет такого количества требований и оговорок, не нужно поручительство третьих лиц, потребуется заполнить и подготовить меньше бумаг;
  • Оборотные средства предприятия сохраняются в неприкосновенности. Нет необходимости производить разовые крупные траты, нужно лишь внести аванс, сумма которого может быть весьма незначительна (от 0 до 30% от стоимости имущества), а остаток стоимости объекта лизинга выплачивается постепенно и платежи растянуты во времени. Договор лизинга практически целиком финансируется Лизингодателем;
  • Лизингополучатель обретает множество налоговых выгод: допускается по обоюдному согласию сторон договора лизинга ускоренная амортизация имущества (с коэффициентом не более 3), которая дает возможность уменьшить налог на имущество и прибыль. Кроме того, лизинговые платежи учитываются на себестоимости, а налогооблагаемая база уменьшается, что положительно сказывается на размере налога на прибыль (можно сэкономить 10-20% от стоимости имущества). Также в целом сокращаются расходы на бухгалтерскую деятельность;
  • Лизинговые компании предоставляют своим клиентам ряд сопутствующих услуг. Среди них могут быть регистрационные действия в отношении такого объекта лизинга как недвижимость или автотранспорт, подготовка и подписание всех документов, составление гибкого графика платежей с учетом особенностей производства компании-клиента.

Тем не менее, не все так однозначно и следует знать, что есть ситуации, когда необходимо сделать свой выбор в пользу кредита и предпочесть его лизингу. О каких ситуациях идет речь? Вот примерный перечень подобных случаев:

  • финансовые показатели хозяйственной деятельности компании являются отрицательными цифрами, в такой ситуации лизинг может лишь еще больше подорвать финансовое благополучие фирмы;
  • если предприятие желает приобрести оборудование или транспортное средство стоимостью менее 10 000 рублей;
  • когда имущество, необходимое компании лизинговая компания посчитает неликвидным;
  • если процентная политика банка и график выплат по кредиту выгоднее предприятию, чем условия договора лизинга;

Так что не стоит слепо следовать общей практике или советам, а нужно объективно оценить ситуацию, сложившуюся именно на Вашем предприятии и решить, что будет лучше для компании в данный конкретный момент времени – лизинг или кредит.

Существует две формы лизинга, а подразделяется он на основании признака резидентности:

  • внешний, он же международный – это когда одна из сторон сделки является резидентом другого государства;
  • внутренний – когда все участники сделки являются резидентами Российской Федерации.

Что касается видов лизинга, то можно выделить несколько классификаций в зависимости от разных критериев:

  • По принадлежности объекта лизинга.
  • с переходом права собственности на предмет лизинга;
  • без перехода оного;
  • По сфере применения:
  • лизинг автотранспорта (легкового и грузового);
  • лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота;
  • лизинг промышленного оборудования;
  • лизинг недвижимости;
  • лизинг железнодорожного и авиатранспорта, а также морских и речных судов;

Что касается лизинга автотранспорта, то в России до недавнего времени он пользовался наибольшим спросом среди предприятий малого, среднего и даже большого бизнеса. Такое положение дел сохранялось вплоть до конца 2008 года, затем ситуация изменилась.

Что же послужило причиной как для первоначально возникшего первенства, так и для дальнейшей потери ведущих позиций? Давайте обратимся к цифрам, собранным Российской ассоциацией лизинговых компаний, куда входят около сотни участников.

Итак, до начала 2009 года лизинг автотранспорта был самым востребованным и широко распространенным видом лизинга в России и это легко объяснить. Дело в том, что транспорт является неотъемлемой частью деятельности любой компании, а тем более производственного предприятия.

Автотранспорт быстро приходит в относительную негодность, изнашивается, теряет товарный вид,  особенно при частом использовании и нет смысла каждый раз приобретать в собственность новый автомобиль, так как его стоимость уже за первый год эксплуатации сокращается примерно на треть. Гораздо выгоднее приобрести тот же автомобиль в лизинг, платить за него арендные платежи, а возможно и приобрести в итоге по остаточной стоимости, которая через пару лет будет относительно невелика.

Как гласят данные статистических исследований, большинство предприятий обновляют свой автопарк каждые 3-4 года, предпочитая использовать новые машины, из них более 50% в течение пары лет выкупает автомобили в собственность. Лизинговым компаниям данный вид финансовой аренды также крайне выгоден, так как автотранспорт имеет высокую ликвидность.

Редкая лизинговая фирма не имеет отдела, занимающегося автомобилями. В большинстве случаев лизинг автотранспорта является ведущим направлением деятельности таких фирм.

Общемировой финансовый кризис в немалой степени повлиял и на лизинговые правоотношения в нашей стране, приведя к спаду развития и даже к некоторым финансовым потерям. Основной причиной неблагоприятных данных этого рыночного сегмента является сам кризис и его последствия, среди которых:

  • недостаток финансирования бизнеса, нехватка собственных средств для развития и поддержания деятельности лизинговых компаний. Банки одно время почти перестали кредитовать предпринимателей, а затем сильно повысили процентные ставки.
  • клиенты лизинговых компаний также испытали серьезные финансовые затруднения и возникли задолженности по выплате платежей за переданное в финансовую аренду имущество или просрочки оплаты;

В итоге, лизинговые компании свели свою деятельность к минимуму, а некоторые даже временно ее приостановили, что не могло не сказаться на общих показателях отрасли в целом. Новые сделки совершались лишь с надежными, проверенными временем клиентами. Пошли массовые сокращения персонала (порядка 15%) и структурных подразделений (около 10%).

Но уже к концу прошлого года тенденции изменились: начался неспешный, но уверенный рост числа новых сделок (16% за 3 квартал 2009 года), а также серьезно увеличилась доля одобренных заявок – эта цифра достигла почти 30%. Такие данные позволяют утверждать, что кризис остался позади, и можно ожидать в текущем году роста рынка и  улучшения основных показателей.

За время кризиса строение рынка изменилось, и вперед вырвались те секторы, в которых сильно влияние лизинговых компаний, работающих с поддержкой государства. В первую очередь это касается сектора сельскохозяйственного оборудования и крупного рогатого скота. Именно он по итогам 2009 года вышел на ведущие позиции и взял на себя около 30% общего объема лизинговых сделок, заключенных в России за прошлый год. Такие изменения были вызваны во многом активной деятельностью ОАО «Розагролизинг», спонсируемой государством. Сегмент автотранспорта отошел на вторую позицию, которую делит с промышленным оборудованием, на долю каждого из них пришлось порядка 22-23% общего рынка лизинга.

Сильно сдал сегмент железнодорожного транспорта, авиатранспорта и морских судов (12%). Но это общие цифры по всему рынку лизинга, а как обстояли дела у авто-лизинга за последние годы? Стоит отметить, что по количеству заключенных сделок, сфера лизинга автотранспорта по-прежнему лидирует – на ее долю приходится более 80% общего количества лизинговых сделок в стране. Новые лизинговые компании, только открывшиеся в прошедшем году, испытывают нелегкие времена - доля их участия резко упала - примерно на 70% по сравнению с 2008 годом, также уменьшилось число подписанных договоров (на 65%).

Тем не менее, уже в 3 квартале 2009 года наметился определенный сдвиг и появились положительные моменты – за последний квартал года объем авто-бизнеса вырос на 25%, а количество заключенных сделок – на 20%.
Сейчас преимущественно заключаются сделки в отношении грузового транспорта, а наибольший успех снискали такие виды, как лизинг автомобилей специального назначения, а также прицепов всех форм.

Главные отличительные особенности договора лизинга автотранспорта, выделяющие его среди других видов финансовой аренды:

  • необходимость проведения государственной регистрации такого вида сделок;
  • в большинстве случаев срок амортизации  равен сроку действия договора лизинга;
  • особые условия страхования;

Как показывает практика, в отношении автотранспорта большая часть предприятий предпочитает заключать договоры лизинга, которые предусматривают дальнейшую передачу машины в собственность Клиента по остаточной стоимости, без оплаты выкупного платежа. Это один из главных аргументов, который заставляет производственные и торговые фирмы вступать в подобные отношения.

Также важной особенностью является необходимость застраховать объект лизинга особым образом, с учетом того, что  он является автотранспортным средством. По условиям договора лизинга затраты на страхование от угона, полного уничтожения автомобиля или КАСКО ложатся либо на Лизингодателя, либо на Лизингополучателя. Изюминка в том, что лизинговая компания является собственником используемого Клиентом имущества, поэтому она осуществляет тотальный контроль за проведением страхования – отслеживает его своевременность и проверяет существенные условия. А вот гражданскую ответственность должен страховать именно Лизингополучатель в отношении своего водителя (водителей).

Что касается государственной регистрации – в целом любые сделки, подлежащие удостоверению государственной властью, подвергаются более тщательным проверкам и к ним обычно предъявляются повышенные требования. Также обстоит дело и с договором финансовой аренды автотранспорта. В России действуют «Правила регистрации автомобильных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ", где говорится, что автомобиль может быть зарегистрирован на имя Лизингодателя или же на Лизингополучателя. От того, кто будет указан в регистрационных документах, зависит с кого будет взыскан транспортный налог на средство передвижения.

В целом можно отметить, что как клиенты, так и сами лизинговые компании с уважением относятся к договорам лизинга в отношении автотранспорта, так как этот объект является крайне ликвидным товаром. Лизингополучателю проще и выгоднее завести собственный автопарк, нежели арендовать автомобили у сторонних компаний. Также владельцы предприятий осознают, что выгоднее вносить лизинговые платежи, а не брать кредит в банке на приобретение машин – не надо собирать огромный пакет документов, не требуется залог, смена обслуживающего банка и т.п. В отношении грузового транспорта есть бонус – коэффициент ускорения его амортизации выше, чем у легковых машин и это дает льготы по налогу на имущество.

Что потребуется от предприятия для того чтобы заключить договор лизинга автотранспорта с лизинговой компанией? Необходимо предпринять ряд шагов:

  • выбрать надежного партнера – фирму, которая давно работает на рынке лизинговых услуг, владеет ситуацией и обладает достаточным опытом и познаниями в этой сфере;
  • провести устную консультации с сотрудниками лизинговой компании, чтобы узнать какие документы и информацию потребуется предоставить;
  • подготовить полный комплект бумаг (обязательно потребуется последний баланс Клиента) и передать их Лизингодателю на изучение и для принятия решения;
  • в случае принятия положительного решения, Лизингополучателю нужно выбрать транспортные средства, которые он желает получить по договору лизинга, возможен выбор и Продавца;
  • подписание договора лизинга, оплата услуг Лизингодателя и получение автотранспорта в лизинг;

Какие требования обычно предъявляют лизинговые компании к своим клиентам:

  • Лизингополучатель должен иметь определенный стаж финансово-хозяйственной деятельности (от 1 года и больше);
  • У Лизингополучателя должен быть собственный капитал (положительное значение), его бизнес должен быть рентабелен или Лизингодатель может потребовать поручительства солидных фирм;

Таким образом, можно видеть, что рынок лизинга автотранспортных средств успешно преодолел временные трудности и продолжает развиваться ускоренными темпами. Такой финансовый инструмент, как лизинг автомобилей, приносит пользу множеству предприятий и торговых компаний именно поэтому он пользуется заслуженной популярностью.

Выгоды и достоинства налицо, осталось только принять решение – нужно ли Вам использовать в своей предпринимательской деятельности данный вид лизинга. И по здравому размышлению, ответ скорее всего будет положительным!

Начать дискуссию