Учет расходов

Консультирует главный специалист по налогу на прибыль

Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Валентина БУЛАНЦЕВА разъяснила неоднозначные ситуации с учетом расходов.
Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Валентина БУЛАНЦЕВА разъяснила неоднозначные ситуации с учетом расходов.

Коротко о важном

— Можно учесть прошлые расходы в текущем периоде?

— Да.

— Когда включать в расходы страховые взносы?

— В момент начисления.

— Можно ли списать стоимость испорченных товаров?

— Да.

— По новой редакции статьи 54 Налогового кодекса РФ затраты, по ошибке не учтенные в прошлом периоде, можно включить в текущие расходы. А можно ли так признать расходы, допустим, за 2006 год?

— Да, можно.

В пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ указано, что при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, можно сделать перерасчет налоговой базы и суммы налога в текущем периоде. Поступить так можно в том случае, когда допущенные искажения привели к излишней уплате налога.

Допустим, найдены документы по расходам прошлых периодов — 2009 года или ранее. Если при подаче декларации за этот период не произошло занижения суммы налога на прибыль, организация может включить обнаруженные затраты в текущие расходы.

— Еще один вопрос, связанный с изменениями в законодательстве. Когда включать в расходы страховые взносы во внебюджетные фонды — в момент начисления в конце месяца или после их уплаты?

— В момент начисления. В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ компании, применяющие метод начисления, признают расходы в том периоде, к которому они относятся. Причем независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Таким образом, расходы на уплату страховых взносов относятся к месяцу, в котором они были начислены, а не к месяцу, в котором суммы взносов были фактически перечислены во внебюджетные фонды.

— Можно ли учесть в расходах выплаты банку по соглашению за изменение условий кредитного договора?

— Да, выплаты банку по дополнительному соглашению можно учесть в расходах на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Однако списать такие затраты целиком можно, только если они выражены конкретными денежными суммами. Если же стоимость таких услуг выражена в процентах, то учитываться они будут в соответствии с положениями статьи 269 Налогового кодекса РФ. То есть с учетом правил нормирования расходов по долговым обязательствам.

— Скажите, можно ли включать в расходы премии работникам, выплаченные из заемных средств?

— Можно. В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, предусмотренные нормами законодательства и трудовыми договорами. Также с целью обеспечения бесперебойного производственного процесса работодатель может привлекать для выплаты заработной платы заемные средства, оформив кредитный договор или договор займа.Таким образом, при включении расходов на премии в расчет налогооблагаемой базы не имеет значения, какие средства были использованы для выплат работникам — собственные или заемные.

— Несколько вопросов, важных для торговых организаций. Можно ли стоимость испорченных и ликвидированных товаров списать в расходы?

— Да, можно. Уничтожение (утилизация) товаров с истекшим сроком годности — это обязанность организации. Однако учесть всю стоимость испорченных или просроченных товаров в составе расходов можно только при наличии заключения экспертизы. Оно должно подтвердить, что продукция не соответствует требованиям нормативных документов и должна быть утилизирована. При отсутствии у налогоплательщика такого заключения стоимость испорченных или просроченных товаров включается в состав расходов только в пределах норм естественной убыли.

— А если такие товары продать по заниженной цене, могут ли проверяющие доначислить налог на прибыль исходя из обычной цены?

— Что касается продажи неликвидных товаров, то для подтверждения обоснованности снижения цены необходимо предоставить документы, подтверждающие потерю качества товара. Таким документом может быть заключение экспертизы, о котором мы говорили выше. В таком случае у налоговых органов не должно быть вопросов.

Статья напечатана в журнале "Главбух" № 8, 2010

Начать дискуссию