Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — закон о госзакупках).
В соответствии с данным законом все процедуры по размещению гоударственного заказа условно можно разделить на четыре этапа: (Длительность каждого этапа размещения заказа, а также отдельных процедур, приведена в рубрике «Для справки»).
1) предварительный (приглашение к участию в размещении заказа);
2) подача заявок;
3) выявление победителя;
4) заключение контракта.
Обращаем внимание, что этот закон предусматривает не только последовательность процедур, но и определенные временные рамки их реализации.
Рассмотрим их подробнее.
Самый нетрудоемкий способ закупки для заказчика из всех возможных на конкурентной основе. Связано это, во-первых, с небольшим объемом подготавливаемой документации, а во-вторых, со сравнительно короткими сроками, которые требуются для его проведения.
По нашему мнению, продолжительность размещения заказа путем запроса котировок может длиться от 14 до 25 дней, конечно, без учета срока исполнения условий контракта поставщиком.
Последний целиком зависит от интересов заказчика, которые учитываются в содержании проекта контракта. В принципе срок исполнения контракта может составлять как один день, так и весь период с момента подписания контракта до окончания финансового года.
Одним из определяющих факторов длительности проведения запроса котировок выступит стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг.
Так, при заявленной цене контракта до 250 тыс. руб. вполне можно уложиться в две недели, минимизировав в рамках установленных границ время на:
— размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте;
— рассмотрение, а также оценку котировочных заявок комиссией;
— подписание протокола;
— передачу победителю протокола и проекта контракта;
— подписание контракта.
Если же начальная цена контракта варьируется в пределах 250–500 тыс. руб., то на размещение заказа потребуется больше времени (как минимум на три рабочих дня). Это вытекает из пункта 1 статьи 45 закона о госзакупках (ведь он предусматривает в таком случае семидневный период для представления котировочных заявок).
Кроме того, увеличить срок размещения заказа может факт представления только одной заявки. При таком развитии событий заказчику необходимо продлить прием котировочных заявок еще на четыре рабочих дня. А это также оттянет момент приобретения взаимных прав и обязанностей по предполагаемой сделке.
В итоге «документально-оформительская» часть даже самого скоротечного способа размещения заказа — запроса котировок — на практике может длиться до месяца. Именно на такой период следует ориентироваться госзаказчику. Хотя для получения более широкого круга предложений сроки проведения отдельных процедур можно и увеличить. Тогда об этом следует указать в извещении (например, о более длительном (нежели стандартный семидневный) сроке приема котировочных заявок).
Торги
Данный вид размещения заказа проводится в форме конкурса или аукциона. Они требуют от заказчика более серьезной подготовки на предварительном этапе. Для возможности приглашения потенциальных участников торгов следует составить конкурсную или аукционную документацию. Фактически это подробное руководство по проведению размещения конкретного заказа.
Основательная подготовка частично опосредована длительностью процедур размещения заказа. По нашему мнению, на проведение аукциона может потребоваться до 50 дней, а конкурса — до 80 дней.
Период с момента размещения извещения и документации по торгам на официальных сайтах до представления участниками размещения заказа своих предложений по контрактным отношениям в адрес заказчика составляет:
— при проведении конкурса — 30 календарных дней;
— при проведении аукциона — 20 календарных дней.
Длительность данной процедуры законодатель определяет минимальными границами.
Причем минимальная граница периода приема заявок от участников размещения заказа может быть снижена только в одном случае — при проведении закрытого конкурса или аукциона, когда все потенциальные претенденты уже представили заявки и выразили письменное согласие на сокращение такого срока. При иных обстоятельствах сокращение этого срока будет прямым нарушением норм закона о госзакупках.
Процесс отбора участников размещения заказа в период рассмотрения их заявок самое большее занимает:
— при конкурсе — 20 календарных дней;
— при аукционе — 10 календарных дней.
Обратите внимание: в этом случае законодатель устанавливает как раз максимальную, а не минимальную границу срока проведения процедуры, что дает право заказчикам на практике сокращать этот период.
Нормативно установленная разница сроков применительно к форме торгов объясняется спецификой приема конкурсных и аукционных заявок.
В конкурсе заявки подаются участниками в запечатанных конвертах. Возможность ознакомиться с информацией о самом участнике и его предложении у уполномоченной комиссии появляется только после официального вскрытия конвертов с заявками.
При проведении аукциона заявки подаются в открытой форме. Поэтому заказчик, аукционная комиссия имеют возможность уточнять необходимую информацию в официальных источниках с момента регистрации заявки.
Признание торгов несостоявшимися на этапе рассмотрения заявок из-за допуска только одного участника размещения заказа к конкурсу или аукциону сокращает время размещения заказа.
В данном случае не требуется сопоставления заявок (в конкурсе), проведения аукционного торга (в аукционе), и контракт заключается по итогам рассмотрения заявок напрямую с участником, признанным единственным соответствующим требованиям заказчика.
Сроки процедур выявления победителя торгов также четко определены законодателем.
Максимальный срок оценки и сопоставления конкурсных заявок по общему правилу составляет 10 дней. Однако он может быть увеличен до 30 дней. В частности:
— если начальная цена контракта будет равна или более 50 млн руб.;
— предметом будущего соглашения выступает выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
Конкурсная комиссия на основании установленных критериев оценки должна провести ранжирование заявок и вы¬явить лучшие предложения.
Наименование победителя аукциона становится известным после оглашения его аукционистом непосредственно в ходе проведения такой формы торгов (п. 5 ч. 5 ст. 37 закона о госзакупках).
Обратите внимание на такой факт. Временной разрыв между публичной офертой (размещением на официальном сайте извещения о проведении аукциона) и датой проведения торга (самой процедурой аукциона) должен быть как минимум 30 дней. Это определено пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ. Причем несоблюдение данного правила может повлечь признание аукциона недействительным (что возможно только в судебном порядке).
Как только победитель определился, наступает этап подписания контракта. На это отводится от 10 до 20 дней. Установление законодателем определенного срока, в течение которого контракт не может быть подписан (10 дней), обусловлено, с одной стороны, потенциальной необходимостью сторон в обмене сведениями, с другой — предоставлением возможности иным заинтересованным лицам обжаловать результаты прошедшего торга.
Максимальный срок подписания контракта важен для защиты интересов как победителя, так и заказчика. Ведь непосредственное исполнение контракта напрямую зависит от даты его заключения.
В этом случае не стоит забывать об изменяющейся конъюнктуре рынка. Иначе весь процесс размещения заказа будет обречен на безрезультатность. Например, если срок приема конкурсных и аукционных заявок составляет три месяца, нужно учитывать, что за это время могут поменяться цены на требуемую продукцию, могут появиться новые (более усовершенствованные) технологии, у потенциальных участников может неоднократно измениться решение о целесообразности участия в торгах, что повлечет отзыв заявки.
Возможность закупки у единственного поставщика регламентирована главой 6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Там определено, что заказчик имеет право свободно выбирать контрагентов, устанавливать содержательную часть соглашения, в том числе определять сроки выполнения принятых обязательств.
Однако такая свобода ограничена возможностью заключать договоры на сумму до 100 тыс. руб. по одноименным товарам в течение одного квартала.
Данный способ размещения заказа предусмотрен в законе как исключительный.
Как правило, он используется заказчиками в качестве вспомогательного к крупным закупкам — при появлении дополнительной непрогнозируемой потребности по продукции, уже приобретенной на торгах, а также при мелких закупках, когда предел потребности вписывается в законодательно установленные рамки.
Очевидно, что самая загруженная пора по размещению заказов у работников аукционных и конкурсных комиссий — это первая половина календарного года.
Ведь проведение процедур в течение I и II квартала позволит учреждению обес¬печить гарантированные поставки продукции (выполнение работ, оказание услуг). Кроме того, остается запас времени на «доразмещение» заказа, решение спорных вопросов с поставщиками и подрядчиками и т. п.
На сроки проведения абсолютно всех конкурентных способов размещения заказа существенно влияет вероятность обжалования действий (бездействия) заказчика. Так, при поступлении жалобы контролирующая инстанция имеет право на любом этапе приостановить размещение заказа до рассмотрения обращения по существу. Даже на этапе, когда победитель уже определен, поскольку существует прямой законодательный запрет на заключение контракта до рассмотрения претензии. Наличие и количество жалоб заранее спрогнозировать, как правило, не удастся. Так что к предполагаемому сроку проведения заказа рекомендуем прибавлять примерно по неделе на рассмотрение каждого потенциально возможного подобного обращения.
Размещать заказы путем проведения конкурса или аукциона для возможности удовлетворения потребностей учреждения уже в текущем году позднее 1 октября нежелательно. Есть большая вероятность срыва выполнения заказа в случае обжалования результатов торгов.
Проведение запроса котировок в силу относительной «скоротечности» процедуры возможно вплоть до 1 декабря календарного года. Однако планирование поставок за счет запроса котировок на ноябрь–декабрь может также привести к их срыву, если возникнут какие-то спорные моменты с поставщиком (подрядчиком) или будут обжалованы процедуры проведения заказа.
Выходом в этой ситуации может служить закупка товаров (работ, услуг) на бесконкурентной основе — «у единственного поставщика».
Но злоупотреблять подобным способом размещения заказа и делать на него ставку в хозяйственной деятельности учреждения крайне недальновидно. Поэтому рекомендуем использовать IV квартал календарного года для размещения заказов, предназначенных к удовлетворению нужд учреждения уже в следующем году.
Распоряжением от 17 декабря 2009 г. № 1996-р Правительство РФ определило специальный перечень товаров (работ, услуг), размещение на поставки которых до 30 июня 2010 года должно проводиться исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Специалисты совместным письмом Минэкономразвития России от 1 февраля 2010 г. № 1157-АП/Д22, ФАС России от 27 января 2010 г. № АЦ/1940 разъяснили, что подобное ограничение при размещении заказа касается проведения торгов и не затрагивает запрос котировок.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №5, май 2010 г.
Начать дискуссию