НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Вызвать организацию для получения пояснений налоговики могут в трех случаях, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Во-первых, при проведении налоговой проверки. Во-вторых, в связи с уплатой налогов и сборов. В-третьих, по поводу исполнения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Как видим, согласно этой норме, вне рамок проверки налоговый орган может потребовать от компании не только письменные пояснения, но и личного присутствия в инспекции представителя организации.
Однако в других статьях Налогового кодекса процедура такого вызова регламентирована только при проведении налоговой проверки либо самого налогоплательщика, либо его контрагентов, либо лиц, в отношении которых организация располагает документами (информацией) об их деятельности. И в комментируемом письме проанализированы именно эти случаи.
Так, специалисты Минфина России указали, что в рамках камеральной проверки налоговый орган может истребовать пояснения, если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. Также разъяснения будут затребованы, если налоговики обнаружат несоответствие полученных сведений тем, которыми они уже располагают или которые получены в ходе контрольных мероприятий (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Кроме того, чиновники сослались на то, что должностное лицо, проводящее налоговую проверку, имеет право потребовать у проверяемого лица необходимые для данной процедуры документы. Для этого представителю налогоплательщика должны вручить специальное требование (п. 1 ст. 93 НК РФ). Письменное поручение об истребовании необходимой информации контролеры могут направить и в налоговый орган по месту учета контрагентов организации (ст. 93.1 НК РФ).
В Налоговом кодексе особо указаны полномочия руководителя налогового органа или его заместителя. Лишь они могут принимать решения о взыскании налога за счет имущества организации или предпринимателя путем направления постановления судебному приставу-исполнителю (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Только этим должностным лицам предоставлено право выносить решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (п. 2 ст. 76 НК РФ), наложении ареста на имущество (п. 6 ст. 77 НК РФ), проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Кроме того, руководитель налоговой инспекции и его заместитель могут подписывать требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафа (п. 5 ст. 69 НК РФ).
КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ ОФОРМЛЯЮТ ЗАПРОСЫ
Для того чтобы получить от налогоплательщика документы, применяется форма специального требования. Если же налоговикам необходимо личное присутствие представителя организации, то они направляют уведомление*.
* Формы этих двух документов утверждены приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338.
Но дело в том, что данные формы не предусматривают в качестве обязательных реквизитов подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печать. Получается, что уведомление и требование могут подписать любые работники инспекции. На это обстоятельство и указали в главном финансовом ведомстве.
Отметим, что такое положение вещей не смутило и Минюст России. Приказ ФНС России, которым утверждены формы документов, им зарегистрирован.
При этом в Минфине России сослались еще и на определение КС РФ от 04.12.03 № 418-О. В нем сказано, что подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности. То есть не влечет его недействительность**.
** Определение КС РФ вынесено в отношении формы требования о представлении документов, которая была утверждена приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138. Но и тогда и теперь формы уведомления и требования не предусматривают подписи руководителя налоговой инспекции.
ЧТО ТАКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО
Таким образом, в комментируемом письме поднята проблема отсутствия в Налоговом кодексе понятия «должностное лицо». Не помогут здесь и положения пункта 1 статьи 11 НК РФ, согласно которым институты, понятия и термины иных отраслей (кроме налогового) законодательства, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Определение должностного лица имеется в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Для применения КоАП РФ под должностным лицом понимают лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. То есть лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Однако в примечании к статье 2.4 КоАП РФ прямо сказано, что приведенное определение действует лишь в отношении этого кодекса.
Что касается Уголовного кодекса, то и здесь определение должностных лиц дано только в целях применения главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).
Таким образом, если иное не указано в Налоговом кодексе, то должностным лицом признается любой работник налогового органа в пределах своих полномочий. И это должностное лицо вправе подписывать документы от имени данного органа.
Обратим внимание, что в пункте 1 статьи 31 НК РФ говорится о правах налоговых органов, а не их должностных лиц. Вот и получается, что работник налоговой инспекции в пределах своей компетенции вправе подписать требование и уведомление как принимающее соответствующее решение должностное лицо налогового органа.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №10, май 2010 г.
Начать дискуссию