Учет в строительстве

Договор реконструкции

Реконструкция зданий - это один из видов строительной деятельности, имеющий свои особенности, которые нужно учитывать при заключении договора. Как правильно оформить договор реконструкции и на что обратить внимание при его выполнении, расскажем в нашей статье.

Реконструкция зданий - это один из видов строительной деятельности, имеющий свои особенности, которые нужно учитывать при заключении договора. Как правильно оформить договор реконструкции и на что обратить внимание при его выполнении, расскажем в нашей статье.

🏗️ Учет в строительстве: станьте экспертом с новым курсом! 
🔹Узнайте, как вести учет по новым ФСБУ и правильно решать налоговые вопросы в строительной сфере. 
🎓 Курс с выгодой до 82% — сейчас всего 3 500 ₽!

Что считать реконструкцией

Реконструкция (понятие реконструкции приведено в статье 1 Градостроительного кодекса РФ (п. 14)) - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Расшифровка этого термина, подразумевающего обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения, содержится также в пункте 1 статьи 754 Гражданского кодекса РФ.

Суды при вынесении решений (см. постановления ФАС Уральского округа от 12 ноября 2009 г. № Ф09-8820/09-С3, ФАС Московского округа от 27 февраля 2009 г. № КА-А40/712-09) нередко руководствуются определением, данным в письме Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80. В нем разъяснено, что к реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В письме Минфина России от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794 рекомендуется при определении вида работ руководствоваться также Ведомственными строительными нормами (ВСН) 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312. Пунктом 5.3 этих норм определено, что при реконструкции зданий (объектов) помимо работ, выполняемых при капремонте, могут осуществляться:
- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а также их частичная разборка;
- повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
- улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

Как видим, отличительными критериями реконструкции (в сравнении с капитальным ремонтом) является то, что при капремонте производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений с целью восстановления объекта, а при реконструкции помимо замены устаревших элементов происходит изменение параметров объектов, их частей и качества инженерно-технического обеспечения с целью изменения объекта.

В отличие же от нового строительства реконструкция - это изменение уже существующего объекта, не требующее его сноса.

Таким образом, договор реконструкции не является ни договором на новое строительство, ни договором на капремонт. Но вместе с тем, представляя собой особый договор, он сочетает в себе элементы и того, и другого. Поэтому при квалификации договора определяющим будет состав выполняемых работ. 

Подготовительный этап

Поскольку работы по реконструкции относятся к строительным работам, они выполняются по договору строительного подряда. Следовательно, на договор реконструкции распространяются нормы гражданского законодательства о строительном подряде. 

ТЕХДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ

Как указано в пункте 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и со сметой, определяющей цену работ. На основании статьи 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации производится самим застройщиком либо привлекаемым им лицом. Уточним: виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или организациями, имеющими свидетельство о допуске к таким видам работ.

Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов определены в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 (Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. № 235 в Положение внесены изменения).

Сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, при необходимости - объектные и локальные сметы, сметные расчеты на отдельные виды затрат. Объемы разработки разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (п. 7 Положения). Смета составляется на основании данных после обследования объекта реконструкции до заключения договора подряда.

Экспертиза. По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, вся проектная документация (в том числе на реконструкцию объектов капстроительства) подлежит госэкспертизе, за исключением отдельных случаев, предусмотренных этой статьей (для жилых домов высотой менее трех этажей; для объектов, не требующих получения разрешения на строительство, и др.). Экспертиза проводится в зависимости от статуса объекта федеральным или региональным органом исполнительной власти либо уполномоченными учреждениями (п. 4, 4.1, 4.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). И лишь при наличии положительного заключения документация должна утверждаться застройщиком или заказчиком и передаваться подрядчику для выполнения работ по реконструкции. 

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ

Кроме того, нужно будет получить разрешение на реконструкцию, если при ее проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Этого требует статья 51 Градостроительного кодекса РФ. Выдача разрешения не потребуется лишь при реконструкции объектов, не являющихся капитальными строениями (киосков, навесов и т. д.), либо при работах, не затрагивающих указанных характеристик безопасности и т. д.

Разрешение на реконструкцию (в том числе на ее отдельные этапы) выдается уполномоченным органом исполнительной власти (федеральным, региональным или местным) в течение десяти дней со дня получения заявления на срок, предусмотренный проектом реконструкции. Но в выдаче разрешения могут и отказать, например, при отсутствии необходимых документов (подтверждающих право на земельный участок и т. д.) или их несоответствии установленным требованиям.

Обратите внимание: к реконструкции (реставрации) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) применяются особые требования.

Во-первых, деятельность по их реставрации подлежит лицензированию (подп. 41 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании.

Во-вторых, для проведения работ на указанных объектах потребуются дополнительное (письменное) разрешение и задание, выданные соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ - подробнее об особенностях оформления документов на проведение реставрационных работ читайте в журнале «Учет в строительстве» № 7, 2009) .

КТО ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ДОПУСК?

В соответствии с внесенными в Перечень изменениями допуск на проведение соответствующих работ должен быть у всех участников строительства (а не только у непосредственных исполнителей): у застройщика, у генподрядчика и у подрядных организаций, кроме тех, кто выполняет работы, не требующие допуска (например, по косметической отделке помещений). К этому вопросу застройщику (генподрядчику) нужно отнестись внимательно, так как Минфин России высказался против учета в расходах при налогообложении прибыли затрат, произведенных организациями без наличия соответствующего допуска.

То есть если заказчик-застройщик реконструкции заключит договор на проведение работ с генподрядчиком, не имеющим допуска, то учесть расходы по такому договору он не сможет. То же самое касается и генподрядчика, заключившего договоры с подрядчиками, не имеющими соответствующего допуска (письма Минфина России от 9 марта 2010 г. № 03-03-06/1/120, № 03-03-06/1/121).

  

Нюансы заключения договора

Работы могут выполняться разными подрядными организациями (по видам специализации). В договоре следует согласовать возможность привлечения субподрядчиков. При этом необходимо учесть, что работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капстроительства, должны производиться только при наличии допуска к ним, выданного саморегулируемой организацией.

Иные виды работ по реконструкции могут выполнять любые физические или юридические лица (ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Если договор долгосрочный, его выполнение может быть предусмотрено в несколько этапов. Нужно четко указать существенные условия: предмет и цену договора, сроки выполнения работ (в целом и по каждому этапу при их наличии) и др. А также оговорить другие важные моменты: порядок расчетов (предоплата, оплата по факту и т. д.), санкции за нарушение договорных обязательств для обеих сторон и др. Стоимость работ по договору должна соответствовать смете.

Если работы будут вестись в течение продолжительного периода времени, целесообразно составить график.

Особенности исполнения договора

До начала реконструкции застройщик (заказчик) обязан:
- подготовить объект для реконструкции;
- передать лицу, выполняющему работы, необходимые документы (проектную документацию, разрешение на строительство);
- направить в орган госстройнадзора извещение о начале работ с приложением копий соответствующих документов: положительного заключения госэкспертизы, разрешения на реконструкцию и т. д. Сделать это нужно не позднее чем за семь рабочих дней до начала работ на объекте, проектная документация по которому подлежит государственной экспертизе (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 5 Порядка (РД-11-04-2006), утверж-
денного приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129). 

ПРИЕМКА РЕЗУЛЬТАТА РАБОТ

Из положений статьи 753 Гражданского кодекса РФ следует, что сдача подрядчиком результата работ, в том числе по реконструкции, и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Сдача работ может осуществляться при выполнении всего объема работ либо этапа (в зависимости от условий договора). Оформляется она унифицированными формами № КС-2 и № КС-3 (Формы утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100). Для приемки полностью законченного реконструкцией объекта можно применять унифицированные формы № КС-11, № КС-14 (утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а), внеся в них необходимые дополнения.

Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что до приемки результата работ по реконструкции проводятся предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате испытаний. При обнаружении недостатков заказчик вправе отказаться от приемки результата работ до устранения недостатков. 

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Выполнение работ по реконструкции для подрядной организации является обычным видом деятельности. В связи с этим доходы и расходы учитываются в обычном порядке. Бухгалтерский учет по договорам подряда на реконструкцию с длительным сроком исполнения (либо со сроками начала и окончания работ, приходящимися на разные годы) компания должна вести в соответствии с ПБУ 2/2008, утвержденным приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н.

Если компания реконструирует собственное здание (сооружение) своими силами или с привлечением подрядных организаций, то затраты она должна будет отнести на увеличение первоначальной стоимости объекта. При этом в налоговом учете следует руководствоваться положениями пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ, где расшифровывается понятие реконструкции.

Если подрядчик - плательщик НДС, налог при реконструкции он исчисляет в обычном порядке.

Исключением является выполнение работ по реставрации объектов культурного наследия. От НДС они освобождены (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Но только при соблюдении всех необходимых условий их оформления (об этом было сказано выше) и наличии у организации лицензии на выполнение данных работ.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №6, июнь 2010 г.

Начать дискуссию