Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ, деньги, полученные при оказании платных услуг, но направленные на уставную деятельность учреждения, признаются бюджетными средствами. Однако данный факт не освобождает учреждение от исчисления и уплаты НДС. Это подтверждает арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 января 2010 г. по делу № А56-24676/2009).
Суть спора
Учреждение не стало платить НДС со средств, полученных в рамках внебюджетной деятельности. Аргументы были такие: поступления от оказанных платных услуг были направлены на основную (уставную) деятельность. Поэтому они считаются бюджетными средствами. Основание - пункт 2 статьи 42, пункт 3 статьи 161, пункт 1 статьи 232 и статьи 242 Бюджетного кодекса РФ. Более того, платные формы деятельности для бюджетных учреждений не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения (ст. 143 и 246 Бюджетного кодекса РФ). Значит, некоммерческая организация в этом случае не признается плательщиком НДС.
Что решили судьи
Арбитры не поддержали учреждение и приняли сторону налоговиков. При этом они исходили из того, что в рассматриваемом случае операции по реализации товаров (работ и услуг) действительно имели место. Причем этот факт учреждение не оспаривало. Доказывает это представленная учреждением декларация по НДС.
По общему правилу объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 143 Налогового кодекса РФ не предусмотрены какие-либо исключения для некоммерческих организаций. Поэтому суд пришел к выводу, что бюджетные учреждения, входящие в состав некоммерческих организаций, также являются плательщиками НДС. Следовательно, обязаны исчислять и уплачивать НДС, формировать и сдавать отчетность.
А вот ссылки на нормы Бюджетного кодекса РФ, которые были приведены учреждением, отклонены судом как не относящиеся к существу рассматриваемого спора.
Так, например, статья 42 Бюджетного кодекса РФ определяет, какие виды доходов относятся к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (причем пункта 2 в данной статье нет вовсе). А статья 242 Бюджетного кодекса РФ содержит предписания органам Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами. То есть данные нормы к системе налогообложения никак не относятся.
По общему правилу объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 143 Налогового кодекса РФ не предусмотрены какие-либо исключения для некоммерческих организаций. Поэтому суд пришел к выводу, что бюджетные учреждения, входящие в состав некоммерческих организаций, также являются плательщиками НДС. Следовательно, обязаны исчислять и уплачивать НДС, формировать и сдавать отчетность.
А вот ссылки на нормы Бюджетного кодекса РФ, которые были приведены учреждением, отклонены судом как не относящиеся к существу рассматриваемого спора.
Так, например, статья 42 Бюджетного кодекса РФ определяет, какие виды доходов относятся к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (причем пункта 2 в данной статье нет вовсе). А статья 242 Бюджетного кодекса РФ содержит предписания органам Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами. То есть данные нормы к системе налогообложения никак не относятся.
Выводы
Действительно, бюджетные учреждения, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, признаются плательщиками данного налога. Исключений для таких случаев в статье 149 Налогового кодекса РФ не предусмотрено. Поэтому требования налоговой инспекции о взыскании задолженности по НДС и пеней подлежат удовлетворению при соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Дополнительно отметим, что в постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П Конституционный суд отметил следующее. Если учреждение ведет помимо основной (бюджетной) деятельности еще и коммерческую, то, согласно положениям Налогового кодекса РФ, оно признается плательщиком налога на прибыль.
И хотя поступления от оказания платных услуг действительно причисляют к неналоговым доходам бюджета, таковыми они считаются только после уплаты соответствующих налогов и сборов, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Об этом также следует помнить.
Дополнительно отметим, что в постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П Конституционный суд отметил следующее. Если учреждение ведет помимо основной (бюджетной) деятельности еще и коммерческую, то, согласно положениям Налогового кодекса РФ, оно признается плательщиком налога на прибыль.
И хотя поступления от оказания платных услуг действительно причисляют к неналоговым доходам бюджета, таковыми они считаются только после уплаты соответствующих налогов и сборов, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Об этом также следует помнить.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №6, июнь 2010 г.
Начать дискуссию