Всегда приятно, когда в ходе командировки удается достичь намеченных целей. Например, подписать с клиентом выгодный договор либо приобрести какие-нибудь необходимые материалы.
Но бывает, что результат поездки оказывается нулевым, к примеру, из-за того, что контрагента не устроили ваши ценовые предложения или вам не удалось найти нужный товар.
Давайте посмотрим, означает ли это, что расходы на командировку нельзя учесть для целей налогообложения прибыли.
Важен не результат, а цель командировки
Одно время налоговики в своих письмах настаивали на том, что цель командировки должна быть достигнута. А если подтвердить достижение цели не удается, то расходы будут признаны необоснованными <1>.
Однако в прошлом году столичное УФНС прямо заявило, что отсутствие результата командировки, например в виде заключенных договоров, не свидетельствует о непроизводственном характере командировочных расходов <2>. Главное, чтобы были в наличии правильно оформленные первичные учетные документы.
На такой выгодный для налогоплательщиков вывод повлияла положительная арбитражная практика <3>. Суды не раз говорили, что право на учет командировочных расходов не связано с результатами командировки.
Чтобы окончательно расставить все точки над i в этом вопросе, мы обратились с запросом в Минфин России. И вот что нам ответили.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БУЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации
"Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
К примеру, намерением организации, направившей в командировку сотрудника для проведения переговоров, являлось заключение договора, который должен был принести организации прибыль. Поэтому, несмотря на исход переговоров, командировочные расходы, связанные с их проведением, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в соответствии со ст. 264 НК РФ".
Правильные документы исключат претензии
Необходимость, обоснованность, оправданность командировок подтверждает командировочное удостоверение <4> (форма N Т-10) <5>. И сформулировать в нем цель командировки нужно с умом. В частности, можно написать, например, не "заключение договора", а "переговоры о возможном сотрудничестве", "установление деловых контактов", "исследование рынка с целью возможности приобрести товар".
Тогда вам не потребуется подтверждать результат командировки.
Что касается служебного задания для направления в командировку вместе с отчетом о его выполнении (форма N Т-10а) <6>, то, хотя контролирующие органы и не считают эти документы обязательными для подтверждения расходов <7>, не стоит пренебрегать их заполнением.
В служебном задании укажите ту же цель, что и в командировочном удостоверении, а сотруднику, который будет заполнять отчет, посоветуйте написать, что, мол, была встреча с потенциальным партнером, об итогах которой устно отчитался перед руководством, либо посетил профильную выставку, ознакомился с образцами продукции, но ничего подходящего не нашел.
* * *
Итак, поводов для того, чтобы вздохнуть спокойно, как минимум два.
Во-первых, никаких проблем в том, чтобы признать расходы по безрезультатной командировке, финансовое ведомство не видит.
Во-вторых, наличие документов, из которых была бы ясна цель командировки и ее результат, не является обязательным.
Кроме командировочного удостоверения, не забудьте также заполнить авансовый отчет (форма N АО-1) <8> и приложить к нему квитанции, транспортные билеты, кассовые и товарные чеки, гостиничные счета и другие расходные документы.
--------------------------------
<1> Письмо УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851; ст. 252 НК РФ
<2> Письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2009 N 16-15/082607.2
<3> Постановления ФАС УО от 15.04.2008 N Ф09-2237/08-С2, от 06.03.2008 N Ф09-184/08-С3; ФАС МО от 25.09.2007 N КА-А40/9510-07, от 29.11.2007 N КА-А40/12363-07; ФАС СЗО от 25.09.2007 N А56-52300/2006
<4> Письма Минфина России от 19.11.2009 N 03-03-06/1/764, от 14.09.2009 N 03-03-05/169; Письмо ФНС России от 25.11.2009 N МН-22-3/890
<5> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
<6> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
<7> Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-05/169; Письмо ФНС России от 25.11.2009 N МН-22-3/890
<8> утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 11, 2010
Начать дискуссию