Наша компания закупает оборудование у иностранных партнеров. Таким образом операции по формированию стоимости оборудования и расчеты за это оборудование производятся в иностранной валюте.
Можем ли мы, для сближения налогового и бухгалтерского учета, не применять Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, а воспользоваться ПБУ 3/2006, согласно которому перерасчет стоимости основных средств после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса иностранных валют не производится?
Согласно п.33 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н) основное средство, купленное за валюту, оценивается по курсу, установленному на тот день, когда объект был учтен на счете 01 «Основные средства». Разницу же между курсами, образовавшуюся за то время, что оборудование числилось на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», списывают на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов или расходов, которые не считаются курсовыми разницами.
В тоже время, формирование в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организаций информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, регламентируется ПБУ 3/2006 (Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 г. № 154н).
Согласно п. 10 ПБУ 3/2006 пересчет стоимости вложений во внеоборотные активы после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится.
Таким образом, в этих документах изложены разные, противоречивые подходы по одному и тому же вопросу.
Обращаем Ваше внимание, бухгалтерский учет в Российской Федерации организуется исходя из сложившейся системы нормативного регулирования в рыночной экономике, которая определяет установленную государством совокупность обязательных правил и норм организации и ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности в хозяйствующих субъектах (организациях, предприятиях).
Совокупность действующих правил и норм в учете, обязательных к применению, позволяет рассматривать бухгалтерский учет как систему, организуемую в каждом хозяйствующем субъекте и выполняющую определенные функции.
В зависимости от статуса и назначения нормативные документы существуют четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета:
Первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета, включающий законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;
Второй уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в России включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Положения по бухгалтерскому учету относятся к актам, которые принимают федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства), и обязательны к использованию организациями;
Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включает акты методического (нормативно-технического) характера. Они представлены методическими указаниями, положениями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами;
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета содержит документы, регламентирующие бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в самой организации. К ним относится приказ руководителя организации «Об учетной политике», который представляет собой нормативный акт, способствующий решению ее основных и оперативных задач.
Таким образом, так как правовой статус ПБУ выше чем правовой статус Методических указаний, то в случаях если в этих нормативных актах есть положения, противоречащие друг другу, то Вы имеете полное право воспользоваться требованиями ПБУ 3/2006.
Комментарии
2Интересно на каком основании приведена подобная классификация нормативно-правовых документов.
Методические указания и ПБУ являются документами с юридически одинаковой силой, т.к. данные документы являются приказами одного ведомства.
При этом метод. указания наравне с ПБУ приведены в федеральном законе 129-фз как обязательные к применению:
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
На мой взгляд, выбор способа учета вложений во внеоборотные активы остается за организацией, путем раскрытия данного способа в учетной политике.
Аргументируйте! Почему выше то?