— Досудебный порядок обжалования решений налоговиков работает уже больше года. На ваш взгляд, он дает результаты?
— Да, результаты есть, и неплохие. Количество дел по обжалованию решений налоговиков значительно сократилось. Во всяком случае сейчас региональные налоговые органы перестали подавать иски, по которым заранее известно, что они проигрышные. Это очевидный эффект. Но налоговых споров в целом все равно очень много. Поэтому систему досудебного урегулирования нужно развивать. Например, с помощью медиации: когда между спорящими сторонами есть независимый посредник, помогающий разрешить разногласия до суда и примирить стороны. Я считаю, что медиация будет наиболее эффективна в налоговых и других административных спорах.
— Кроме медиации, что может сократить количество налоговых споров?
— Налоговые споры — одна из самых сложных, масштабных и проблемных сфер в судебной системе. Во многом благодаря удручающему несовершенству законодательства. Мы много лет работаем над корректировкой сложившихся проблем, и наш опыт работы показывает, что косметическим ремонтом больше не обойтись. Поэтому ВАС РФ подготовил концепцию совершенствования механизма разрешения налоговых споров.
— В чем ее суть?
— Первое, что нужно сделать, — оптимизировать процесс рассмотрения налоговых споров в судах. Мы предлагаем установить единый порядок взыскания налогов, штрафов и пеней для всех налогоплательщиков — как для организаций и индивидуальных предпринимателей, так и для граждан. Для этого нужно полностью отказаться от судебного механизма взыскания недоимок, штрафов и пеней с граждан. Подобная система сейчас действует в отношении компаний: налоговые органы имеют право списать со счета организации задолженность, штрафы и пени, а налогоплательщик — оспорить их действия.
Но этот подход требует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ: нужно ввести автоматическое приостановление взыскания на время рассмотрения дела, установить четкие правила по налоговым уведомлениям, определить ответственность налоговых органов в случае вынесения ошибочного постановления о взыскании… Эти идеи были поддержаны Президентом РФ.
Вторая новация — создание специальных налоговых судов. Сейчас мы прорабатываем вопрос, создавать ли специализированные суды или специализированные подразделения внутри арбитражных судов. Лично я считаю, что нужно соблюсти баланс: скажем, на уровне первой инстанции сделать особый налоговый суд, а обжаловать его решения в обычном окружном ФАС, где есть специализированный налоговый состав.
— Выступая перед председателями арбитражных судов, вы сказали, что некоторые споры будут рассматриваться в упрощенном порядке. Как это будет действовать?
— Предполагается, что в упрощенном порядке можно будет рассматривать административные споры (в том числе и налоговые), суммы которых не превышают 100 000 рублей. Мы хотим исключить проведение публичного устного разбирательства, то есть стороны будут только письменно обмениваться документами. Это позволит значительно сократить время рассмотрения дела. Мы уже подготовили соответствующий законопроект, вносящий изменения в Арбитражный процессуальный кодекс.
— Вы как-то говорили о необходимости единого интернет-портала арбитражных судов. Когда это произойдет?
— Я думаю, частично он заработает в этом году. Для начала предоставим возможность через сайт ВАС РФ подавать жалобы на действия судей и работников аппарата суда, а также заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора. В дальнейшем мы планируем открыть единый портал арбитражных судов. На нем будет размещена вся необходимая информация: от шаблонов исковых заявлений до мультимедийных роликов, рассказывающих о судебном процессе. Еще организуем трансляции заседаний суда в Интернете. Это сделает работу наших судов еще более открытой и понятной.
Коротко о важном
— Досудебное обжалование дает результаты?
— Да.
— Будут ли специальные налоговые суды?
— Да.
— Какие дела будут рассматривать в упрощенном порядке?
— Суммой не больше 100 000 руб.
Статья напечатана в журнале "Главбух" № 13, 2010
Начать дискуссию