Как всегда в июле законодатели подкладывают налогоплательщикам большую свинью в виде какого-нибудь масштабного закона, хорошенько перекраивающего налоговое законодательство. Вот и федеральный закон №229-ФЗ от 27.07.2010 г. содержит много малоприятных изменений.
Прежде всего, что заинтересует большинство налогоплательщиков, резко поднялись штрафные санкции. Например:
- за нарушение срока постановки на учет в налоговых органах штраф вырос с 5000 до 10000 рублей;
- за ведение деятельности без постановки на налоговый учет будут взимать минимум 40000, вместо 20000 рублей;
- за несвоевременное представление налоговой декларации минимальный штраф поднимается в 10 раз – с 100 рублей до 1000.
При этом, с учетом мнения Президиума ВАС, высказанного в постановлении 418/10 от 08.06.2010 г., минимальный штраф должны платить даже за «нулевую» декларацию. В два раза повышаются штрафы в ст.120 за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и (или) налогового учета, причем, если раньше по этой статье могли оштрафовать только за отсутствие регистров бухучета, то теперь еще и за отсутствие регистров налогового учета. На это надо обратить особое внимание организациям на УСН и ЕСХН, поскольку книги учетов доходов и расходов являются налоговыми регистрами. За непредставление налоговому органу документов, необходимых для налогового контроля штраф вырастет с 50 рублей до 200. Введен штраф за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде, если есть обязанность подавать отчетность именно в электронном виде. Штраф составит 200 рублей.
Но есть и приятные для налогоплательщиков изменения – так, с 2011 года отчетность по транспортному и земельному налогу будут сдаваться один раз в год всеми налогоплательщиками этих налогов, независимо от системы налогообложения и местного (регионального) законодательства.
Так же к положительным изменениям можно отнести повышение лимита стоимости для отнесения имущества к амортизируемому. С 2011 года таковым будет имущество, стоимостью более 40 000 рублей. Хотелось бы надеяться, что соответствующие изменения в ПБУ 6/01 не заставят себя долго ждать, иначе организации опять столкнутся с постоянно возникающими разницами между налоговым и бухгалтерским учетом основных средств.
Положительные изменения внесены не только в часть вторую НК, в первой части тоже есть кое-что положительное. Так, появилась норма, обязывающая налоговые органы уплачивать организации проценты за неправомерное вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение.
Организациям, создающим обособленные подразделения, не надо будет сообщать о б их создании в разные налоговые по разным формам. Ранее в налоговую по месту создания обособленного подавалось заявление о постановке на учет, а в налоговую по месту учета организации сообщение о создании подразделения. Теперь будет одна форма. Кроме того, теперь будет возможно не закрывать обособленное подразделение в случае изменения его местонахождения, а просто сообщать в налоговую инспекцию, где обособленное состоит на учете, об изменении адреса.
Постановка на учет обособленного подразделения по новому адресу в другой налоговой инспекции будет производиться по информации, переданной из «старой» налоговой в «новую».
Большие изменения внесены в ст.59 НК, по списанию недоимки по налогам, пеням и штрафам, признанными безнадежными. Так, налоговая должна будет признавать безнадежными к взысканию долги ИП, в случае признания его банкротом, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и т.д.
Так же в статье указаны органы, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании
Значительные изменения внесены так же в статьи НК, посвященные предоставлению отсрочек по уплате налогов, в частности конкретизирован список документов, которые обязан предоставить налогоплательщик вместе с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.
Много изменений, значительных и не значительных внесено в статьи, касающиеся налоговых проверок. Так, например, теперь к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. А проверяемый налогоплательщик имеет право знакомиться с о всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, до вынесения решения по результатам выездной проверки. Однако есть и неприятные для налогоплательщиков поправки.
Так, решение о привлечении к налоговой ответственности, которое невозможно вручить непосредственно проверяемому налогоплательщику может быть отправлено заказным письмом и будет считаться полученным спустя 6 дней после отправки письма.
Очень много поправок в обе части Налогового кодекса связано с электронной отчетностью и другими электронными документами. Например, налогоплательщики получат возможность обмениваться счетами-фактурами в электронном виде, также предоставлять различные документы в налоговую в электронном виде . Но при этом и налоговые органы могут отправлять некоторые документы через электронные каналы связи, например требования для проведения налоговых проверок.
Во второй части НК следует также отметить следующие изменения:
- в пунктах 5 и 5.1 статьи 169 добавлен новый обязательный реквизит для счетов-фактур - наименование валюты. Что должно наконец поставить точку в споре с налоговыми органами по поводу возможности выписки счетов-фактур в иностранной валюте;
- в статье 230 отменено требование вести налоговый учет доходов по форме, утвержденной Минфином (которую так никто и не принял).
Теперь налоговые агенты сами могут разработать налоговые регистры, с учетом некоторых обязательных требований. Одно из этих требований вызывает недоумение – требование указывать номер платежного поручения, которым перечисляется НДФЛ в бюджет. Если организация отправляет НДФЛ частями, то как определить, какой платежкой отправлен НДФЛ по конкретному физическому лицу? Так же хочется отметить, что из статьи 230 убрали возможность предоставлять сведения 2-НДФЛ на бумажных носителях тем, у кого численность физических лиц, получивших доход составляет до 10 человек;
- наконец определен порядок возврата физлицу налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ;
-некоторые расходы на освоение природных ресурсов можно будет списывать в течение 2-х лет, вместо 5, но при этом убрали пункт, позволяющий включать в затраты расходы по безрезультатным работам;
- в статью 264 наконец добавили новые обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования. До принятия этого закона была некоторая неопределенность с формулировками в главе 25 НК;
- повышена предельная величина процентов по долговым обязательствам в рублях, признаваемых расходом.
Вместо коэффициента 1,1 к ставке рефинансирования будет применяться коэффициент 1,8. При этом с 2012 года уменьшится коэффициент по валютным долговым обязательствам до 0,8.
- уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода смогут налогоплательщики, имеющие доходы от реализации за предыдущие четыре квартала в среднем не более 10 миллионов рублей за каждый квартал (вместо 3 миллионов);
- изменены сроки уплаты транспортного и земельного налога для физических лиц. Теперь эти налоги должны уплачиваться не позднее 1 ноября, года, следующего за годом, за который исчислен налог. Такой же срок уплаты устанавливается для налога на имущество физических лиц, соответствующие изменения в Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены этим же законом 229-ФЗ
Некоторые изменения, внесенные в Налоговый кодекс несколько удивляют - у Минфина забрали обязанность разрабатывать налоговые декларации и расчеты и вернули эту обязанность ФНС. Можно опять ждать массового изменения всех налоговых форм?
Ну и в конце хотелось бы еще отметить, что исчезла неопределенность, касающаяся сдачи бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию, которая возникла при очередном переписывании кодекса в 2006 году, и давала формальную возможность отчетность не сдавать. Налоговые органы опять упомянуты в подпункте 5 пункта 1 статьи 23, и теперь окончательно понятно, куда же все-таки организации должны сдавать бухгалтерскую отчетность.
В основном все изменения вступают в силу с 1 января 2011 года, кроме изменений, касающихся штрафных санкций, электронного документооборота и некоторых других. Порядок вступления в силу изменений в конкретные статьи Налогового кодекса можно найти в статье 10 рассматриваемого федерального закона.
Комментарии
11Так бланки счетов-фактур когда менять ?
Да на счет сч.ф. кто нибудь знает?
Не Вы же их менять будете, а Правительство. Вот когда поменяют, тогда и будете новые применять