Налог на прибыль

О налоговом учете затрат на ГСМ сверх норм "автомобильной" компенсации

Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре «Налоговое планирование: как жить без схем и не разориться» (лектор – А.Е.Кузьминых), который был проведен издательством «Главная книга». Статья представляет собой мнение по одной из проблем, рассмотренных в ходе семинара.

Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре «Налоговое планирование: как жить без схем и не разориться» (лектор – А.Е.Кузьминых), который был проведен издательством «Главная книга». Статья представляет собой мнение по одной из проблем, рассмотренных в ходе семинара.

Компенсации за использование личного автомобиля не облагаются НДФЛ и страховыми взносами полностью <1>. Между тем для целей налогообложения прибыли размер компенсации не должен превышать норматива <2>:
- для автомобиля с объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 руб.;

- свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц.

Эти нормы нужно соблюдать и "доходно-расходным" упрощенцам <3>.

Контролирующие органы начиная с 1992 года не устают напоминать, что в утвержденные нормы компенсации за использование автомобиля заложены не только его амортизация, но и расходы на его содержание, включая техническое обслуживание, текущий ремонт и ГСМ <4>. Но, как справедливо заметил лектор, этой суммы может не хватить на бензин даже на несколько дней. Ведь нормы, утвержденные еще в 2002 году, совершенно не учитывают современного уровня цен на топливо.

Скажу сразу, позиция, согласно которой расходы на ГСМ сверх норм компенсации в расходы включать нельзя, пока находит поддержку и у судов <5>.
Поэтому если вы не хотите спорить с проверяющими, то возмещение работнику расходов на бензин учитывайте в прочих расходах в пределах норм компенсации <6>.

А что могут возразить налоговикам более решительные и смелые налогоплательщики? Согласно ТК работнику, чье имущество используется для нужд работодателя, последний должен <7>:
- заплатить компенсацию за использование и износ имущества;
- возместить расходы, связанные с таким использованием.

Это две различные выплаты. Причем, если читать НК РФ <6> и Постановление Правительства N 92 буквально, можно сделать вывод, что нормируется только компенсация за использование автомобиля. А стоимость израсходованного для служебных нужд ГСМ - это отдельная статья расходов на содержание служебного автотранспорта.

И если вы решитесь учитывать ГСМ сверх норм установленной компенсации, то, во-первых, обратите внимание суда на эти аргументы, а во-вторых, позаботьтесь о подтверждающих документах <8>. Для этого в соглашении с работником напишите, что, помимо суммы компенсации, расходы на ГСМ возмещаются ежемесячно на основании авансовых отчетов с приложением кассовых чеков АЗС. Подтвердят ваши расходы на бензин и правильно оформленные путевые листы <9>.

--------------------------------
<1> п. 3 ст. 217 НК РФ; подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
<2> подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92
<3> подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
<4> Письма Минфина России от 21.07.92 N 57, от 16.05.2005 N 03-03-01-02/140; Письмо УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776
<5> Определение ВАС РФ от 29.01.2009 N ВАС-495/09; Постановление ФАС ПО от 24.11.2006 N А65-5032/06-СА2-34; п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением главы 25 НК РФ (одобрен президиумом ФАС УО 29.05.2009)
<6> подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
<7> ст. 188 ТК РФ
<8> п. 1 ст. 252 НК РФ
<9> Письмо МНС России от 02.06.2004 N 04-2-06/419@; Постановление ФАС ДВО от 28.10.2009 N Ф03-5415/2009

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал"                    2010, № 08

Комментарии

1
  • "Для этого в соглашении с работником напишите, что, помимо суммы компенсации, расходы на ГСМ возмещаются ежемесячно на основании авансовых отчетов с приложением кассовых чеков АЗС."

    Вот а/о ИМХО - лишнее. Лучше уж тогда не по а/о, а по заявлению работника с приложением локументов.