Определить, кто виноват в том, что студент получил некачественные знания, порой очень сложно. Бывает, что у преподавателя нет должной квалификации. А может, сам студент не уделял внимания предмету, а потом пытается переложить ответственность на других за пробелы в образовании. При этом с юридической точки зрения оценить способы или манеру ведения преподавателем предмета практически невозможно. Ведь речь в данном случае идет не о продуктах питания или бытовой технике, качество которых можно оценить с помощью экспертизы.
В процессе обучения никто не может дать гарантию, что студент получит необходимые знания. Поскольку многое зависит от самого обучающегося. По этой причине большинство претензий к учебным заведениям связаны не со способом подачи материала на лекциях, а с порядком предоставления образовательных услуг. Напомним, что постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг (далее – Правила).
Нарушения, которые могут стать причиной претензий к учебному заведению, следующие:
– оказанные услуги не соответствуют образовательной программе, а также федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям;
– оказанные услуги не соответствуют утвержденному учебному плану, графику и расписанию занятий (нельзя самовольно переносить занятия, хаотично переставлять предметы, менять их название и т. д.);
– предоставлен неполный объем услуг, указанный в договоре (например, если в договоре указано 72 часа, то 70 часов – это уже нарушение).
Также возможны претензии, если нарушены другие положения договора. Например, в нем указано, что курсы повышения квалификации будут проводиться с участием кандидатов и докторов наук, а в действительности все преподаватели – без научных степеней.
В данном случае потребитель имеет все основания расторгнуть договор или потребовать уменьшения цены за образовательные услуги. Ведь, заключая договор, он рассчитывал, что вести предмет будут высококвалифицированные преподаватели.
Если заявленная программа охвачена не полностью и некоторые темы для обучающихся остались неосвещенными, это тоже повод для предъявления претензий.
– безвозмездно предоставить образовательные услуги, в том числе сделать это в полном объеме;
– уменьшить стоимость оказанных образовательных услуг;
– возместить затраты, которые связаны с устранением (своими силами или третьими лицами) недостатков оказанных образовательных услуг.
Это следует из пункта 22 Правил. При этом потребитель вправе выбрать тот или иной способ защиты. Если недостатки, высказанные в претензии, не были вовремя устранены, потребитель может отказаться от исполнения договора. Также это возможно, если выявлены существенные недостатки оказанных услуг или иные существенные отступления от условий договора. А вот что значит «существенные недостатки образовательной услуги», в Правилах не уточняется. Но стоит помнить, что это оценочное понятие, которое определяется судом с учетом всей тяжести нарушения. В качестве примера можно представить следующую ситуацию. Учебное заведение заключило договор на обучение дисциплине «Охрана труда». При этом потребителю прочитали лекции по ОБЖ (Основы безопасной жизнедеятельности). Фактически учреждение оказало не ту услугу, которая оговаривалась в договоре. В данном случае потребителю необходимо пройти обучение заново (недостаточно, чтобы человек просто прослушал дополнительные лекции).
– назначить новый срок (можно оговорить время, за которое образовательные услуги будут предоставлены, или момент, когда предоставление услуг будет закончено);
– поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
– потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;
– расторгнуть договор.
Размеры штрафов указаны в статье 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Они такие:
– от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц;
– от 100 000 до 200 000 руб. – для юридических лиц.
Также ответственность предусмотрена, если образовательные программы будут реализованы не в полном объеме, то есть будут нарушены учебный план и график учебного процесса. Суммы штрафов в данном случае составят:
– от 20 000 до 40 000 руб. – для должностных лиц;
– от 50 до 100 000 руб. – для юридических лиц.
Учебное заведение должно удовлетворить законные требования потребителя в десятидневный срок (отсчитывают его со дня, когда студент предъявит соответствующее требование). Об этом сказано в пункте 1 статьи 31 Закона «О защите прав потребителей». Если образовательное учреждение не согласится с требованиями потребителя, то он вправе обратиться в суд.
Однако все же лучше решать подобные конфликты мирным путем, особенно учитывая существенные размеры административных штрафов. Поскольку недовольный потребитель может обратиться не только в суд, но и в контролирующие органы.
Что касается размера возмещения, то в каждом конкретном случае он определяется в индивидуальном порядке. Например, студент, который закончил вуз, может поступить в другое учебное заведение, чтобы восполнить пробелы в образовании. В этом случае ориентиром для определения размера возмещения может быть цена договора с другим вузом об оказании потребителю аналогичных образовательных услуг.
Важно запомнить
Как показывает практика, большинство претензий к учебным заведениям связаны с порядком предоставления образовательных услуг. Так, например, претензии могут возникнуть, если оказанные услуги не соответствуют образовательной программе, утвержденному учебному плану, графику и расписанию занятий, а также в том случае, если предоставлен не полный объем услуг, указанный в договоре. Устранить недостатки учреждение должно в течение десяти дней. Срок этот отсчитывается со дня, когда студент предъявит соответствующее требование. Если недостатки не были вовремя устранены, то потребитель имеет право отказаться от исполнения договора или обратиться в суд.
Также обучающийся может обратиться к контролирующим органам. Размеры административных штрафов для вуза за нарушение правил предоставления образовательных услуг весьма существенны.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №9, сентябрь 2010 г.
Комментарии
1Конечно, некачественное образование это именно вина ВУЗа. При поступлении студент получает «кота в мешке». В магазине мы можем посмотреть товар со всех сторон, включить, примерить. То же самое должно быть и в образовании. Поэтому перед поступлением, помимо лицензии и всего подобного, следует проверить следующее:
Нет всего этого – значит, качественного обучения не будет. Зато есть основания поднимать вопрос о защите прав потребителей.