Наверное, ни одну из компаний, работающей в группе, не оставляет равнодушным проект закона о трансфертном ценообразовании, который вот уже несколько лет находится на стадии разработки.
И вот в начале 2010 года, когда закон прошел первое чтение, появилась слабая надежда на то, что закон будет принят до конца года. Но это на первый взгляд. Ко второму чтению, пошедшему в июне, законопроект терпит существенные поправки. И вот – второе чтение пройдено. Что же дальше? Обещание – к концу года – примем. Но стоит ли спешить? Остановимся на основных положениях и проблемах законопроекта.
Как известно, законопроект о трансфертном ценообразовании исключает из Налогового Кодекса РФ статьи 20 «Взаимозависимые лица» и 40 «Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения» НК РФ. Вместо данных статей предполагается ввести отдельный раздел, посвященный расчетам между взаимозависимыми лицами. Какие же изменения несет в себе законопроект? Существенно расширяются пределы взаимозависимости.
Так, взаимозависимыми лицами признаются:
1) организации - в случае, если одна организация (совместно с ее взаимозависимыми лицами) непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 20 процентов;
2) физическое лицо (совместно с его взаимозависимыми лицами) и организация - в случае, если физическое лицо непосредственно и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 20 процентов;
3) организации - в случае, если одно и то же лицо (совместно с его взаимозависимыми лицами) непосредственно и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 20 процентов;
4) основное общество (товарищество) и его дочерние общества;
5) организация и член ее совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член ее коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
6) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
7) организации и (или) физические лица - в случае, если доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
8) физические лица - в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
9) физические лица, которые состоят в браке, родстве или свойстве, усыновитель и усыновленный, опекун (попечитель) и подопечный;
10) учредитель доверительного управления (траста, траст-фонда, созданного в соответствии с законодательством иностранного государства), доверительный управляющий и выгодоприобретатель, а также доверительный управляющий и организации, управление которыми осуществляет доверительный управляющий;
11) лица - в случае, если одно из них и представитель другого лица являются взаимозависимыми лицами либо представители этих двух лиц являются взаимозависимыми лицами и их взаимозависимость оказывает влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых указанными лицами, и (или) экономические результаты их деятельности.
Кроме того, расширяется перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми по закону. Лица могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям в судебном порядке. Кроме того, появляется заявительный порядок - право лиц на самостоятельное признание себя взаимозависимыми.
У налоговых органов появляется возможность контролировать организации по «цепочке влияния» (т.е. совместное слияние через третьих лиц).
Также меняются предметы контроля. Теперь у налоговых органов будет возможность контролировать сделки:
- по реализации товаров, работ, услуг;
- по реализации имущественных прав;
- по реализации интеллектуальной собственности, средств индивидуализации и т.п.;
- процентов по кредитам и займам.
Какие же именно сделки являются контролируемыми:
1. Любые сделки с взаимозависимыми лицами или по цепочке с участием таких лиц при условии, что:
- сделка совершена между российскими лицами и доходы и расходы по сделке превышают 1 000 млн. руб.;
- внешнеторговые сделки;
- предметом сделки является объект, подлежащий налогообложению НДПИ, облагаемый по адвалорной ставке;
- контрагент находится на ЕСХН или ЕНВД.
2. Сделка совершена в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы и т.д.) (по перечню, определенному Правительством РФ. В настоящее время перечень не установлен);
3. Сделки с контрагентами из низконалоговых территорий, включая случаи, когда на данных территориях находятся бенефициары. При этом законопроект не указывает, как определить бенефициара и кто им является.
Законопроект вводит понятие «консолидированной группы налогоплательщиков», сделки между которыми не относятся к контролируемым.
Вместо 20%-ного отклонения от рыночной цены вводится диапазон цен. Попадание в него освобождает налогоплательщика от проверки и наоборот. Стоит отметить, что в случае если цена регулируется в соответствии с законодательством, для целей налогообложения принимается цена, примененная сторонами сделки, если она соответствует регулируемой цене (в том числе находится в установленных пределах цен с учетом установленных надбавок к ценам или скидок с цен).
Увеличивается перечень источников информации, которые могут использоваться при определении соответствия цены сделки рыночным или регулируемым. При определении для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам используются:
1) сведения о ценах и котировках мировых бирж - для товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли;
2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации;
3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов;
4) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций;
5) сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
6) иная информация.
В законопроекте предусматривается шесть методов определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения, два из которых были добавлены в законопроект к прохождению первого чтения.
Основным является метод сопоставимых рыночных цен, который используется при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) не менее четырех сделок, предметом которых являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), совершенных в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при наличии достаточной информации о таких сделках.
Еще одна особенность законопроекта - установление перечня документов и сведений, обосновывающих примененные налогоплательщиком цены по сделкам, которые он должен представить налоговым органам. При этом предусматривается, что налогоплательщик составляет в произвольной форме документы, содержащие сведения:
1) о деятельности налогоплательщика и лица (нескольких лиц), совершивших контролируемую сделку, связанной с этой сделкой, а также о контролируемой сделке;
2) о методах, использованных при определении соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночным ценам:
- описание методов, источников информации и других данных, которые использовались при определении соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночным ценам;
- обоснование выбора метода;
- расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
- сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;
- сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка;
- прочие факторы, которые оказали влияние на цену, примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену, примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств).
Данная информация может быть запрошена контролирующим органом не ранее 1 апреля года, следующего за истекшим.
Указанную информацию могут затребовать контролирующие органы в том случае, если сумма доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 10 млн. рублей. При этом, если законодательством предусмотрено установление регулируемых цен, предоставление указанной информации в налоговый орган не требуется.
Кроме того, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы уведомление (по установленной форме) в виде сведений о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, если сумма доходов и расходов от всех таких сделок, совершенных в этом году налогоплательщиком с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 100 млн. руб. (к 2015 году данная сумма постепенно будет снижена до 20 млн. руб.). Данные уведомления должны направляться в налоговые органы в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
По истечение 10 дней со дня получения уведомления налоговый орган направляет его в ФНС РФ. На основании полученных уведомлений и сведений по контролируемым сделкам ФНС проводит проверку соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным или регулируемым ценам. При этом проверка производится после вынесения соответствующего решения в срок, не превышающий 6 месяцев с даты вынесения решения до даты составления справки о проведении такой проверки. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев.
Проверка может быть проведена не более чем за 3 года, предшествующих дате вынесения решения. По результатам проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки составляется акт проверки, после получения которого проверяемое лицо в течение 15 рабочих дней может представить возражения с приложением дополнительных документов.
Новациями законопроекта являются положения о симметричной корректировке налоговой базы по налогу на прибыль и НДС у сторон контролируемой сделки (в случае вынесения решения о доначислении налога), а также о праве налогоплательщика заключить с налоговым органом предварительное соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.
Это договор не о цене, а о принципах и методах, которые будут использованы налогоплательщиком для ее определения. При этом, возможность заключения данного соглашения предусмотрена только для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам, имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий трех лет.
За нарушение налогоплательщиком условий соглашения о ценообразовании взыскивается штраф в размере 1 500 000 рублей.
Кроме того, вводятся санкции за недоплату налога в результате применения налогоплательщиком "неправильной" цены и непредставление полного пакета документов по запросу налогового органа.
За неполную уплату налогов при совершении контролируемой сделки предусмотрены санкции в размере 40% от неуплаченной суммы налога. При повторном нарушении – до 80%.
За непредставление уведомления о контролируемых сделках или предоставление уведомления, содержащего недостоверные сведения, предусмотрен штраф 5 000 руб.
Кратко рассмотрим основные проблемы, которые несет в себе и не решает законопроект о трансфертном ценообразовании.
1. Законопроект предполагает регуляцию через методические рекомендации Минфина РФ. Поскольку методических рекомендаций по данному вопросу нет, это может привести к тому, что закон вступит в силу, а методические рекомендации только начнут разрабатываться.
Кроме того, не понятен статус Методических рекомендаций. В свое время по той причине, что методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом в сфере налогообложения, были отменены многие методические рекомендации (в т.ч. по налогу на прибыль, НДС), которые, кстати, раскрывали многие вопросы, не освященные в законодательстве.
2. Пугает то, что законодатели оставили список контролируемых сделок открытым. В законопроекте указаны только отсылки на соответствующие главы части 2 НК РФ. Это может дать возможность контролировать цены налоговым органам по очень большому спектр взаимоотношений.
3. Открытый перечень источников о ценах, которые принимаются для определения рыночной цены. При этом приоритета источников не установлено. Какие проблемы это порождает:
- отсутствует реальная методичка определения цены сделки;
- любое лицо может создать другое лицо, которое может выдать информацию о ценах;
- всегда между налоговым органом и компанией будет спор о том, какие цены применять, поскольку они будут взяты из разных источников.
4. Большой объем отчетности по предварительному раскрытию информации. Объем документации только по одной декларации может составить несколько тысяч (!) листов. Это приведет к тому, что налогоплательщик должен нанять отдельную группу, которая будет только готовить документы для отчета по контролируемым сделкам. При этом, встает вопрос о бессмысленности подготовки информации, поскольку вряд ли налоговые органы будут ее изучать в таких объемах. Кроме того, законопроект не описывает режимы сохранности данной информации, что может привести к нарушению коммерческой тайны компаний.
5. Одним из самых больших недостатков законопроекта является расплывчатость в определении цен. И хотя по сравнению с предыдущейверсией появились описания порядка определения цен, ясности они не вносят.
6. Следующее, на что хотелось бы обратить внимание это возможность «зеркальной корректировки» в случае доначисления налогов. Суть заключается в том, что если продавцу доначисляют налоги исходя из увеличения продажной стоимости, покупатель сможет поставить в расходы (увеличить стоимость приобретенного товар (работы, услуги)) доначисленную сумму. При этом размер корректировки придется доказывать покупателю самостоятельно. Механизмов подтверждения правильности цены законопроект не содержит.
7. Так же вызывает много вопросов возможность составление соглашения о ценообразовании.
Во-первых, данное положение законопроекта носит дискриминационный характер, поскольку доступно только крупнейшим налогоплательщикам.
Во-вторых, поражают сроки рассмотрения налоговым органом данного соглашения – 1 год. За данный период, как известно, могут существенно поменяться условия коммерческой деятельности, экономической ситуации в стране и т.п., таким образом, через год оно будет уже не актуально.
В-третьих, по сути, соглашение не является таковым в гражданско-правовом смысле, поскольку отсутствуют какие-либо встречные обязательства налоговых органов.
8. Еще одним недостатком законопроекта является размер штрафных санкций в случае нарушения закона о трансфертном ценообразовании. Размер штрафа составит 40% (а при повторном нарушении – 80%) от суммы доначисленных налогов. Конечно, налоговый орган будет всячески стараться применить «свои» цены по сделке с целью доначисления налогов, штрафов и пеней.
9. Существующая редакция законопроекта позволяет налоговым органам переложить бремя доказывания цены сделки на налогоплательщика, что противоречит действующему принципу.
10. И напоследок хотелось бы отметить, что законопроект в рассмотрении споров по ценам по сделкам предусматривает широчайшее усмотрение судов. Пока в России нет прецедентного права, налогоплательщик, идя в суд отстаивать свои права, никогда не сможет предугадать исход даже (на его взгляд) стопроцентного дела.
Подводя итоги сказанному можно сделать вывод, что законопроект ставит больше вопросов, чем дает ответов.
Кстати, законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков, который тесно связан с законом о трансфертном ценообразовании, на подходе, правда, его не обещают принять в 2010 году.
Встает вопрос, стоит ли спешить с принятием закона до конца года? Налогоплательщики много лет ждали закона о трансфертном ценообразовании, и, мы уверены, согласятся еще подождать, чем получать закон, который приведет к лишним затратам времени, сил и ресурсов.
Начать дискуссию