Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.10 № Ф09-5171/10-С3
Суть спора. Налогоплательщик арендовал в торговом комплексе два объекта торговли. Однако для розничной торговли он фактически использовал только один из них, а второй представлял собой склад товаров. Соответственно ЕНВД уплачивался только с площади, фактически используемой для розничной торговли.
Инспекция посчитала, что в данном случае был занижен налог, и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, доначислила единый налог на вмененный доход, а также начислила пени.
Позиция суда. Судьи признали действия налоговиков незаконными, поскольку они не доказали факт использования площади торгового зала в проверяемый период.
Система налогообложения в виде уплаты ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 кв. м, а также через палатки, лотки и другие объекты торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины соответствующего физического показателя (ст. 346.29 НК РФ). Так, величина базовой доходности в месяц при розничной торговле в объектах стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, составляет 1,8 тыс. руб. за 1 кв. м.
К стационарной торговой сети относятся магазины и павильоны. Площадь торгового зала - это часть магазина, павильона (открытой площадки), которая занята оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов (кассовых кабин) и рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей (ст. 346.27 НК РФ).
Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Судьи установили, что налогоплательщик арендовал в здании торгово-сервисного комплекса дваобъекта торговли площадью 16,5 и 25 кв. м. Это подтверждается договорами о передаче части площадей комплекса в аренду без права выкупа и соглашениями к договорам, которые являются их неотъемлемой частью.
Основанием для доначисления ЕНВД явился акт проверки, проведенной оперативными работниками МВД, в котором отражена площадь фактически используемого торгового зала общей площадью 41,5 кв. м, то есть установлено занижение площади на 25 кв. м. Из данного акта следует, что указанная площадь определена по сумме площадей двух арендованных помещений.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства инспекции об использовании спорной торговой площади при осуществлении в проверяемых периодах розничной торговли.
При доначислении единого налога на вмененный доход инспекцией были приняты во внимание лишь данные договоров аренды и акта проверки МВД. Осмотр помещений магазинов налоговиками не проводился, площади торговых залов, фактически используемые для торговли, инспекцией не устанавливались. При проведении выездной налоговой проверки представители налогового органа на место не выезжали. Доводы налогоплательщика о том, что помещение площадью 25 кв. м использовалось в качестве склада и в нем розничная торговля не осуществлялась, инспекторы не опровергли.
При таких обстоятельствах судьи признали недействительным решение инспекции.
Примечание «ДК». Доначисляя налоги, привлекая налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, инспекторы обязаны руководствоваться результатами мероприятий налогового контроля.
Все иные документы, имеющиеся в распоряжении инспекции (например, оперативные сведения от МВД, материалы уголовных дел и пр.), по мнению Ксении Никитиной, юриста группы предприятий «Корпорация Центр», могут являться дополнительными доказательствами, но никак не основными:
Если налоговый орган при вынесении решения ссылается не на результаты специальных мероприятий (материалы встречных проверок, допросов свидетелей, осмотров помещений и т. д.), то смело обращайтесь в суд для защиты своих прав.
Говоря о доначислении ЕНВД именно в связи с несоответствием фактической площади торгового зала площади, отведенной под торговый зал по документам, можно отметить следующее. Торговая площадь определяется на основе инвентаризационных документов: технического паспорта, договора аренды. При несогласии ИФНС с этими данными обязательно должен быть проведен в установленном законом порядке осмотр помещения с составлением протокола, причем дата осмотра должна соответствовать периоду доначисления налога*.
* Такой вывод был сделан, например, в постановлениях ФАС Уральского округа от 25.06.08 № Ф09-4065/08-С3, от 12.05.08 № Ф09-9205/08-С3.
Нарушения при оформлении протокола или в ходе осмотра налоговыми органами, а также ссылка инспекторов на осмотр, проведенный сотрудниками МВД, позволяют заявить о недопустимости подобных доказательств и исключить их из доказательственной базы**.
** См., например, постановления ФАС Поволжского от 03.04.07 № А12-34881/05, Московского от 02.11.09 № КА-А41/11278-09 округов.
Суть спора. Налогоплательщик арендовал в торговом комплексе два объекта торговли. Однако для розничной торговли он фактически использовал только один из них, а второй представлял собой склад товаров. Соответственно ЕНВД уплачивался только с площади, фактически используемой для розничной торговли.
Инспекция посчитала, что в данном случае был занижен налог, и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, доначислила единый налог на вмененный доход, а также начислила пени.
Позиция суда. Судьи признали действия налоговиков незаконными, поскольку они не доказали факт использования площади торгового зала в проверяемый период.
Система налогообложения в виде уплаты ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 кв. м, а также через палатки, лотки и другие объекты торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины соответствующего физического показателя (ст. 346.29 НК РФ). Так, величина базовой доходности в месяц при розничной торговле в объектах стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, составляет 1,8 тыс. руб. за 1 кв. м.
К стационарной торговой сети относятся магазины и павильоны. Площадь торгового зала - это часть магазина, павильона (открытой площадки), которая занята оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов (кассовых кабин) и рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей (ст. 346.27 НК РФ).
Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Судьи установили, что налогоплательщик арендовал в здании торгово-сервисного комплекса дваобъекта торговли площадью 16,5 и 25 кв. м. Это подтверждается договорами о передаче части площадей комплекса в аренду без права выкупа и соглашениями к договорам, которые являются их неотъемлемой частью.
Основанием для доначисления ЕНВД явился акт проверки, проведенной оперативными работниками МВД, в котором отражена площадь фактически используемого торгового зала общей площадью 41,5 кв. м, то есть установлено занижение площади на 25 кв. м. Из данного акта следует, что указанная площадь определена по сумме площадей двух арендованных помещений.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства инспекции об использовании спорной торговой площади при осуществлении в проверяемых периодах розничной торговли.
При доначислении единого налога на вмененный доход инспекцией были приняты во внимание лишь данные договоров аренды и акта проверки МВД. Осмотр помещений магазинов налоговиками не проводился, площади торговых залов, фактически используемые для торговли, инспекцией не устанавливались. При проведении выездной налоговой проверки представители налогового органа на место не выезжали. Доводы налогоплательщика о том, что помещение площадью 25 кв. м использовалось в качестве склада и в нем розничная торговля не осуществлялась, инспекторы не опровергли.
При таких обстоятельствах судьи признали недействительным решение инспекции.
Примечание «ДК». Доначисляя налоги, привлекая налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, инспекторы обязаны руководствоваться результатами мероприятий налогового контроля.
Все иные документы, имеющиеся в распоряжении инспекции (например, оперативные сведения от МВД, материалы уголовных дел и пр.), по мнению Ксении Никитиной, юриста группы предприятий «Корпорация Центр», могут являться дополнительными доказательствами, но никак не основными:
Если налоговый орган при вынесении решения ссылается не на результаты специальных мероприятий (материалы встречных проверок, допросов свидетелей, осмотров помещений и т. д.), то смело обращайтесь в суд для защиты своих прав.
Говоря о доначислении ЕНВД именно в связи с несоответствием фактической площади торгового зала площади, отведенной под торговый зал по документам, можно отметить следующее. Торговая площадь определяется на основе инвентаризационных документов: технического паспорта, договора аренды. При несогласии ИФНС с этими данными обязательно должен быть проведен в установленном законом порядке осмотр помещения с составлением протокола, причем дата осмотра должна соответствовать периоду доначисления налога*.
* Такой вывод был сделан, например, в постановлениях ФАС Уральского округа от 25.06.08 № Ф09-4065/08-С3, от 12.05.08 № Ф09-9205/08-С3.
Нарушения при оформлении протокола или в ходе осмотра налоговыми органами, а также ссылка инспекторов на осмотр, проведенный сотрудниками МВД, позволяют заявить о недопустимости подобных доказательств и исключить их из доказательственной базы**.
** См., например, постановления ФАС Поволжского от 03.04.07 № А12-34881/05, Московского от 02.11.09 № КА-А41/11278-09 округов.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №20, октябрь 2010 г.
Начать дискуссию